Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ трагедии "Царь Эдип" Софокла

«Царь Эдип» — трагедия Софокла. Поставлена в Афинах между 430—425 гг. до н.э. Признана одной из наиболее совершенных трагедий античной древности. Произведение посвящено одному из самых мрачных мифов фиванского цикла, в начале которого кровосмесительный брак и отцеубийство.

Образ Эдипа и психологически сложен и многозначен: совершенно явна авторская симпатия к нему, что проявляется в изображении его открытого, благородного характера, противопоставленного не лишенному коварства Креонту (возвратившись с ответом оракула, последний предлагает ему на выбор: «Если хочешь, я скажу при всех, а могу и наедине» — и царь отвечает ему: «Говори при всех»). При этом Эдип слишком горд и самоуверен, легко поддается ложным подозрениям. Исключительно искусно поэт выстраивает действие, подводя Эдипа к страшной истине через тонкие намеки, косвенные свидетельства, воспоминания героя о давнем событии, которые подводят его к признанию того, во что он настолько не может поверить, что обвиняет в подкупе и сговоре с Креонтом безупречного прорицателя Тиресия. Лишь прибытие коринфского вестника открывает глаза несчастному фиванскому царю; в результате трагического прозрения его жена-мать кончает жизнь самоубийством, а он сам обрекает себя на слепоту и изгнание.

«Царя Эдипа» Софокла часто рассматривали как трагедию рока, дающую богатый материал для интерпретации этого понятия в античной Греции. Признавая справедливость подобного подхода, нельзя, однако, не заметить, что в шедевре Софокла есть и очень богатое человеческое содержание, не сводимое к каким бы то ни было фаталистическим концепциям. Этой драме часто подражали и высоко ее ценили: Аристотель считал ее лучшей из всех трагедий, на этот сюжет писали трагедии знаменитый драматург эллинистической эпохи Ликофрон, Юлий Цезарь (Август позднее запретил ставить и публиковать его произведение), Сенека Младший, сделавший из вспыльчивого, но справедливого героя Софокла мрачного и подозрительного тирана, с совершенно иной трактовкой практически того же сюжета. К софокловской интерпретации мифа об Эдипе (которому была посвящена также трагедия 405 г., поставленная посмертно в 401 г., «Эдип в Колоне») прибегали и в новое время: в эпоху Ренессанса — Боккаччо и Ганс Сакс, из французских драматургов классицизма — П. Корнель (Расин отдавал решительное предпочтение Еврипиду), позднее — Драйден и Вольтер. В 1906 г. выходит «Эдип и Сфинкс» Гофмансталя. XX в. склонен интерпретировать конфликт трагедии как внутренний: только лишившись физического зрения, Эдип обретает зрение подлинное и подчиняется своей судьбе («La machine infernale» Ж. Кокто). Оперы на сюжет об Эдипе пишут Персел и Стравинский; экранизацию трагедии осуществляли Ж. Кокто, П.П. Пазолини.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (23.05.2017)
Просмотров: 261 | Теги: Царь Эдип, Софокл
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar