Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "Убить пересмешника" Харпер Ли

  • Статья
  • Еще по теме

«Убить пересмешника» («To kill mockingbird») — роман Харпер Ли. Литературный дебют американской писательницы, по профессии юриста, сопровождался шумным успехом. Сразу после публикации эта книга была награждена Пулитцеровской премией за 1960 год, переведена на двенадцать языков (на русский в 1963 г.) и вместе с романом У. Фолкнера «Похитители» и Карсона Маккалерса «Часы без стрелок» возглавляла лист бестселлеров в течение 145 недель. Несомненно влияние на поэтику произведения лучших представителей школы «южного романа» У. Фолкнера, Д. Колдуэлла, Т. Вулфа, Р.-П. Уоррена, У. Стайрона, чьи литературные достижения первой половины XX века позволили американским критикам назвать этот период «южным литературным возрождением».

1960 год, названный историками и социологами «годом Африки», был ознаменован обострением расовых конфликтов, что получило отражение в творчестве американских писателей. «Убить пересмешника» Харпер Ли — роман на злобу дня, роман-предостережение, роман-предсказание бурных акций протеста и демонстраций «второй американской революции» 1963 года.

Действие романа происходит в городе Мейкомбе штата Алабама в тридцатые годы XX столетия, в годы детства самого автора. Неторопливая провинциальная жизнь этого типичного, «неряшливого» южного города «взрывается» судебным процессом над ложно обвиненном в насилии над белой девушкой негром Томом Робинсоном. Все его события показаны через призму восприятия восьмилетней девочки Джин Луизы. Этот принцип повествования делает рассказ живым, занимательным. Мир детства, наполненный особыми запахами, ощущениями, тайнами, «страшилками», играми, открытиями и познаниями окружающей действительности, захватывает читателя с первых страниц и магически удерживает до последней. В этом главное очарование и притягательная сила романа «Убить пересмешника».

Харпер Ли удается почти всегда точно сохранять интонацию, стиль мыслей и восприятия, свойственные восьмилетнему ребенку. Не случаен выбор эпиграфа: «Юристы, наверно, тоже когда-то были детьми» (Чарльз Лэм). Джин Луиза не анализирует события, а эмоционально, искренне и остро реагирует на фальшь и несправедливость окружающего мира, недоумевает по поводу непоследовательности и нелогичности взрослых (они осуждают Гитлера и фашизм, но равнодушны к расовым проблемам в своей стране, говорят о правах и достоинстве человека и предвзяты и жестоки к ни в чем не повинному Тому, оценивая душевные качества людей по цвету кожи). Для Джин Луизы (прозванной «Глазастик») суть людей в их доброте. Все они «одинаковые» для нее, то есть хорошие. К голосу главной героини часто присоединяется голос ее alter ego, взрослой и умудренной опытом самой Харпер Ли. Он звучит не только в подробных отступлениях об истории Мейкомба, истории семьи Финчей, но и в позиции, и словах не менее важного героя романа — отца Луизы, адвоката Атткуса Финча. Харпер Ли как-то заметила, что его (Финча) «концепция жизни является сердцем романа». Навлекая на себя гнев и презрение почти всего белого населения городка, он берется за безнадежное дело чернокожего Тома Робинсона. Аттикус Финч не словами, а поступком демонстрирует своим детям своё жизненное кредо: «перед судом все равны, и если не я, то кто?», — рыцарственность и любовь ко всем людям.

С особой симпатией и любовью Х. Ли представляет в романе «Убить пересмешника» чернокожих сограждан. Здесь нет плохих и злых, напротив, все зло и несправедливость идет от белых. Этот факт позволил некоторым американским литературоведам увидеть «характерную для многих белых писателей Америки и не всегда обоснованную идеализацию негров, их природной доброты» и назвать эту тенденцию «черным расизмом белых писателей-южан». Однако данное определение можно оспорить позицией писательницы, ясно выраженной в романе: все люди созданы свободными и равными в правах, невзирая на цвет кожи, а защищать униженных и оскорбленных дело настоящих людей, которых не так уж мало. Название романа — «Убить пересмешника» — содержит в себе надежду на справедливое наказание негодяя, подвергающего сомнению эту основную идею гуманизма и демократии.

В 1962 г. роман экранизирован (в главной роли — Грегори Пек).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
27
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 26064