Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "Трубка Мегрэ" Сименона

  • Статья
  • Еще по теме

«Трубка Мегрэ» («La Pipe de Maigret») — роман Жоржа Сименона. Написан и впервые опубликован в 1945 г. парижским издательством «Пресс де ля Сите». В сложный жизненный период (охлаждение отношений с женой, отъезд за границу, разрыв с прежним издателем) писатель после длительного перерыва возвратился к работе над детективами, принесшими ему известность и славу в 30-е гг.

Несмотря на небольшой (около двух листов) объем, позволяющий отнести его скорее к повести или новелле, это произведение может по праву считаться типичным детективным романом Сименона: в нем прослеживаются особенности всего цикла произведений (насчитывающего 80 книг и объединенных образом комиссара Мегрэ), а в названии присутствует неотъемлемый атрибут легендарного сыщика, без которого не обходился ни один исполнитель его роли на сцене или экране — трубка.

В этом произведении ярко раскрывается литературный дар Сименона, помимо детективов писавшего и «трудные», психологические романы. Автор, умело избегая подробных описаний, мог несколькими точными и выразительными штрихами воссоздать реальную, почти зримую картину происходящего. Совершая вместе с Мегрэ прогулку по окраинам и небогатым пригородам Парижа, мы словно бы переносимся в этот край складов, доходных домов и угрюмых харчевен. Скупые реплики и краткие характеристики персонажей вводят в мир проникнутых скрытым драматизмом взаимоотношений юного ученика брадобрея с его властной и строгой матерью и любимой девушкой; но все это воспринимается как фон, как сопровождение криминальной интриги детектива.

В романе «Трубка Мегрэ» Сименона присутствуют непременные составляющие этого жанра: похищение трубки, загадочное исчезновение юноши, таинственное убийство, совершенное много лет назад, погони, схватка. Следуя традициям классического детектива, Сименон не злоупотреблял сценами насилия, основное внимание уделяя чувствам и размышлениям комиссара Мегрэ. Этот образ — несомненная творческая удача Сименона — постепенно видоизменяется и трансформируется. Сначала мы видим немолодого, грузного, хмурого комиссара всего лишь усталым чиновником, с раздражением выслушивающим назойливую посетительницу; кажется, что больше всего на свете его беспокоит пропажа трубки. Потом постепенно Мегрэ превращается в блистательного профессионала, благодаря своему жизненному опыту, глубокому знанию жизни и людей раскрывающего преступление и отважно вступающего в схватку с бандитом. А на последних страницах книги комиссар проявляет почти отеческую заботу о юнце-неудачнике, которому он спас жизнь, — и тогда становится ясно, что под напускной мрачностью Мегрэ скрываются доброта и человечность, в конечном счете являющие собой главный побудительный мотив всех его действий и поступков.

Называя своего героя «наладчиком судеб», Сименон всегда подчеркивал стремление комиссара «понять, а не судить», помочь попавшему в беду. Именно эти качества позволяют миллионам поклонников Мегрэ во всем мире представлять его как «идеального полицейского», всегда готового прийти на выручку оступившемуся. Поэтому в ряду великих сыщиков — Огюста Дюпена Э. По, Шерлока Холмса А. Конан-Дойла, Эркюля Пуаро А. Кристи — сименоновский персонаж занимает почетное место. Неспроста именно ему в г. Делфзейле (Нидерланды) в 1966 г. был установлен памятник, как реальному лицу.

В отличие от других произведений о комиссаре Мегрэ, инсценировавшихся и экранизировавшихся во Франции, в Англии, Японии и СССР (наиболее удачно воплотили этот образ Жан Габен во французском кино и Борис Тенин на советском телевидении), «Трубка Мегрэ» была включена только в телесериалы.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2969