Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей"

  • Статья
  • Еще по теме

«Франкенштейн, или современный Прометей» — роман английской писательницы М. Шелли. Написан в 1818 г. Это было ее первое творение, ставшее, как показало время, главным в ее жизни. Оно соединило в себе две мощные традиции. Во-первых, традицию проблемно-философского романа Просвещения, который уже не был популярен в Западной Европе, но на котором выросла Шелли, дочь известного публициста, философа и романиста Уильяма Годвина, мечтавшего о переустройстве жизни в соответствии с требованиями разума и справедливости. И, во-вторых, вошедшую в силу и весьма популярную в течение нескольких десятилетий традицию «готического» романа, повествовавшего о злодеях-исполинах или непознанных темных силах, грозивших человечеству бедами, а то и гибелью. Написанию романа предшествовал увиденный автором сон об ожившем искусственном человеке.

Герой романа, современный Прометей, по определению Шелли, — молодой швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, который от природы наделен ярким талантом и неутолимой жаждой знаний. Он влюблен в науку. Физика, химия будоражат его воображение. Ученые, сумевшие проникнуть в тайны природы, вызывают его восхищение, ибо они «повелевают небесным громом, могут воспроизвести землетрясение и даже бросают вызов неведомому миру...» И он тоже мечтает о научном подвиге на благо человечества.

Франкенштейн достигает своей цели и создает искусственный организм, подобный человеку, однако его научная победа не приносит ему радости. Созданный им могучий великан входит в мир с надеждой послужить людям, сдружиться с ними, но, не найдя себе среди них места, становится врагом человечества и первые свои удары обрушивает на своего создателя. Гениальное открытие Франкенштейна оборачивается против него же, так как гибнут самые близкие ему люди. На собственном опыте он убеждается, что воспетое просветителями всесилие разума таит в себе не только благо, но и зло. Потратив немало времени на создание искусственного человека, оставшуюся жизнь Франкенштейн посвящает его уничтожению, думая таким образом искупить свою вину перед человечеством. Однако не в покаянии главная идея романа Шелли, она — в ответственности ученого за свое открытие. Слушая страстную исповедь созданного им и гонимого людьми великана, Франкенштейн это понимает: «Я впервые осознал долг создателя перед своим творением и понял, что должен был обеспечить его счастье, прежде чем обвинять в злодействах».

Франкенштейн умирает, унося с собой тайну своего открытия. Созданное им подобие человека, готовя себе погребальный костер, проклинает себя и своего творца. Вера во всесилие человеческого разума сочетается в романе Шелли с явными сомнениями в необходимости решительного, «революционного» вмешательства человека в существующий порядок вещей.

Если поначалу роман «Франкенштейн, или современный Прометей» был воспринят как занимательное чтение, то со временем образ обрел символическое значение. Уже в конце 1820 г., когда на парламентских дебатах в Англии речь шла о рабовладении в Вест-Индии, один из государственных деятелей сравнил доведенных до отчаяния рабов с творением Франкенштейна, погубившим своего создателя. С тех пор имя героя стало нарицательным для человека, создавшего нечто такое, с чем не в силах справиться. Роман Шелли положил начало плодотворной литературной традиции, нашедшей продолжение в творчестве Г. Уэллса, М.А. Булгакова и многих других писателей.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
20
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 18907