Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "Ярмарка тщеславия" Теккерея

  • Статья
  • Еще по теме

«Ярмарка тщеславия» — роман Уильяма Мейкписа Теккерея. Опубликован в 1849 г. Заглавие романа позаимствовано из книги пуританского автора XVII в. Джона Беньяна. Оно было более точно передано в первом русском переводе И. Введенского (1851 г.), вышедшем под названием «Базар житейской суеты». У Беньяна сказано, что через базар житейской суеты пролегает дорога ко Граду Божьему.

Время действия романа, воссоздающего жизненные пути двух подруг по пансиону, которые принадлежат к диаметрально противоположным социальным слоям, — эпоха наполеоновских войн. Напряжение событий, в ходе которых решается будущее Европы, ощутимо на всем пространстве повествования, хотя эти события не описываются непосредственно.

Они интересны Теккерею в той мере, насколько ими затронуты частная жизнь и самосознание персонажей. Герой историчен не оттого, что играет заметную роль в конфликтах громадного масштаба, а в силу своей неотторжимости от истории, исподволь формирующей его судьбу. Теккерей нашел новый для того времени способ соотнесения частной жизни и истории: они взаимообусловлены, хотя эта связь почти никогда не обозначается с наглядностью.

О битве при Ватерлоо упомянуто только вскользь, но при Ватерлоо погиб муж Эмилии Седли, одной из главных действующих лиц, и вся ее последующая жизнь предопределена этой трагедией. Крупнейшее событие изображаемой эпохи показано только как драма незаметного человека. Но драма была бы совсем иной по содержанию, если отвлечься от исторического контекста, в котором она происходит.

Апатии и бесцветности Эмилии, которая всегда остается только жертвой — деспотизма своего свекра, ветрености супруга и т.п. — противостоит энергия и хищное жизнелюбие Ребекки Шарп, не примиряющейся с уготованной ей участью нищей приживалки в обществе процветающих коммерсантов и родовитых аристократов. Авторский подзаголовок «роман без героя» подразумевал несовместимость Эмилии и Ребекки с расхожим представлением о протагонисте как совокупности лучших человеческих качеств. Верный своему творческому кредо — «видеть все как есть», — Теккерей создал панорамный образ времени, которое он считал неспособным выдвинуть героя в прямом и точном смысле слова.

Подзаголовок свидетельствовал и о творческой установке автора, стремящегося прежде всего воссоздавать социальную психологию эпохи и ее характерные типы, а не индивидуальности со всем их своеобразием. Злоключения Эмилии, в конце концов вознагражденной удавшимся вторым браком, о котором говорится с нескрываемым сарказмом, предстают лишь как банальная история добродетельного, но недалекого человека, теряющегося при столкновении с реальностью, беспощадной по отношению к наивным иллюзиям, с какими покидала пансион лучшая из учениц мисс Пинкертон. Блестящая светская карьера Бекки, для которой брак с ничтожным Кроули, владельцем старинного поместья, стал лишь первой ступенькой в осуществлении далеко рассчитанных планов, описана как столь же тривиальная история плебея, вознамерившегося мстить обществу за свою отверженность, но после всех успехов, подчас ошеломляющих, все-таки неизбежно терпящего фиаско.

Аморализм интриганки, добившейся даже аудиенции у короля, вызывает саркастичные комментарии Теккерея, которые адресованы прежде всего той социальной среде, где добропорядочность пустой звук, тогда как амбициозность, не останавливающаяся перед выбором средств, открывает едва ли не все двери. Избегая обличительного пафоса, Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия» предпочитает объективное повествование, доказывающее, что для этой среды «нет добродетели, есть только обстоятельства», уродующие человеческие отношения. На фоне ничтожеств, развратников и самодуров, с которыми ей то и дело приходится соприкасаться, воплощая в жизнь свои дерзкие, хотя нередко и безнравственные замыслы, Бекки, с самого начала отвергавшая мысль о бестревожном, но унылом существовании жены какого-нибудь сельского сквайра («лучше танцевать на ярмарке перед балаганом»), выглядит по-своему крупной и яркой фигурой. Она не сдается и после краха почти сбывшихся ожиданий, вызывая откровенное сочувствие автора верностью своему девизу: «Пока есть жизнь, есть и надежда».

Случаю принадлежит в романе «Ярмарка тщеславия» Теккерея большая роль, что напоминает о приверженности этого писателя традициям английской прозы XVIII в., чаще всего представляющей собой авантюрное повествование с сильной долей юмора. Однако «роман без героя» предполагает преимущественный интерес к обыденному, а не к исключительному, и автор открыто декларирует свое намерение просто описывать людей, которые «гуляют, завтракают, разговаривают, как это бывает в обыкновенной жизни». Отказ от описания «бурных или необычных событий» естественно вытекает для Теккерея из понимания сущности литературы как уникального способа познания человеческой природы, которая должна всего достовернее проявиться в обстоятельствах будничной, заурядной жизни.

Однако эту жизнь и поведение своих героев Теккерей часто воссоздает в формах кукольного театра, воспринимая собственных персонажей как марионеток, каждое движение которых без труда предугадывается всезнающим автором, и описывая арену событий как «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства». Так возникает внутреннее противоречие поэтики Теккерея, оставшееся не до конца преодоленным и в «Ярмарке тщеславия». С одной стороны, действующим лицам предоставлена свобода саморазвития, уже не сдерживаемая, как в романах Диккенса, социальной функцией и игровым амплуа данного персонажа. С другой — автор уподобляет себя кукольнику, манипулирующему этими персонажами и сопровождающему их действия моралистическими сентенциями.

Это противоречие создало возможность для очень несхожих интерпретаций романа, в котором видели и триумф реализма, понятого как правда жизни почти в буквальном значении слова, и образец гротескной сатиры, игровое повествование с персонажами-масками.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
28
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 27270