Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "Чочара" Моравиа

  • Статья
  • Еще по теме

«Чочара» («Ciociara») — роман Альберто Моравиа. Замысел произведения зародился у писателя во время Второй мировой войны, когда, узнав, что его имя за антифашистские статьи занесено в списки «подрывных элементов», он был вынужден покинуть Рим и укрыться в горах Чочарии. Там и начинают складываться главы будущей книги. Сам роман, однако, увидел свет только в 1957 г.

Многие сцены и характеры, описанные автором, были, без сомнения, подсказаны ему именно этим вынужденным пребыванием в специфической среде. Моравиа в романе «Чочара» моделирует пограничную ситуацию, весьма характерную для литературы XX в.: на узкой полоске земли, рукотворной террасе «мачере», зажатой между двумя горными откосами, вынуждены делить кров и пищу несовместимые миры — крестьяне Чочарии и городские жители, по преимуществу торговцы. Героиня, крестьянка по происхождению и одновременно владелица лавки, оказывается на месте наблюдателя. Ее симпатии принадлежат местным жителям, а не собратьям по несчастью, у которых есть одна цель жизни — торговля, а самое святое на земле — деньги. В суровых условиях жизни на мачере судьба предоставляет всем равные возможности: либо окончательно опуститься, отдавая все силы поискам пищи телесной, либо же задуматься о пище духовной. Только трое выбирают второй путь: Чезира, ее дочь Розетта и Микеле, несостоявшийся каноник, сын торговца, стыдящийся своего отца и его жизненных принципов. Таким образом, роман «Чочара» Моравиа является своего рода социальным исследованием и одновременно историей познания человеком самого себя и своего места в жизни.

В начале книги Чезира предстает ограниченной, чересчур оборотливой и все же в чем-то наивной женщиной. Чезира аполитична: в лишениях, которые испытывают люди во время войны, ей видится лишь удобный случай заработать деньги на черном рынке, и только страх дочери перед бомбежками и реальная угроза голода в Риме заставляют ее искать убежище в тех горах, где она, чочара, выросла.

Постепенно происходит духовное перерождение героини. Долгие разговоры с Микеле, антифашистом, подкрепленные ее собственным негативным опытом, заставляют Чезиру пересмотреть свои убеждения. Тема духовного взросления — одна из основных в романе, она затрагивает и Розетту. Дочь настолько поражает мать своей чистотой и кротостью, что та считает ее почти святой. Лишь после пережитых обеими тяжелых испытаний Чезира понимает, что неведение еще не святость, а невинность не залог непорочности. Но в тот момент, когда духовная связь с дочерью, как кажется матери, потеряна навсегда и она уже помышляет о самоубийстве, на помощь снова приходит Микеле, точнее, те идеи, которые он успел передать Чезире до того, как погибнуть от рук фашистов. Во сне она видит, как шевелятся губы Микеле, понимает, что тот растолковывает ей, «ради чего стоит жить на свете и почему жизнь в любом случае лучше смерти», но не слышит самих слов. Данный эпизод глубоко символичен. Внезапная глухота героини — отражение ее нравственной глухоты, но сам факт чуда (даже если оно происходит во сне) — залог духовного обновления.

В романе Моравиа «Чочара» много символов. На уровне пространственной организации повествования выделяются две основные оппозиции: горы — долина и Рим — провинция, причем каждая из них не поддается однозначной трактовке. Рим как большой город — воплощение суеты, где невозможно прислушаться к голосу сердца, но он же — вечный город, край обетованный, по которому тоскует героиня. Равнина, в свою очередь, связывается в сознании автора с греховностью людей и тщетой их усилий (Чезира напрасно пытается найти в деревнях укрытие от опасностей, поджидавших их в Риме). В финале романа, однако, именно равнинная дорога оказывается залогом перемен к лучшему в судьбах матери и дочери. Наконец, горы, в которые поднимаются Чезира с Розеттой, — символ и духовного подъема. Там, среди изумрудных альпийских лугов, героиня находит веру в себя и будущее.

В 1960 г. режиссером Витторио Де Сика был поставлен фильм «Чочара» по роману Моравиа, где в главной роли снялась Софи Лорен. Картина получила премию «Оскар» и приз Каннского фестиваля.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2505