Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ пьесы "Трактирщица" Гольдони

«Трактирщица» ( «La locandiera») — комедия Карло Гольдони. Поставлена труппой Медебака в Венеции в театре Сант'Анджело в январе 1753 г., опубликована в том же году в издании Паперини.

Гольдони был величайшим реформатором итальянского театра, он выступал против традиционной итальянской комедии дель арте с ее подчеркнутой условностью и практикой импровизации, опиравшейся на риторические принципы и поэтику общего места. Он стремился утвердить на итальянской сцене комедию характеров, величайшим мастером которой считал Мольера. Однако от великого французского драматурга его отделяло столетие, в течение которого и сам классицизм претерпел заметные изменения.

Если взглянуть на «Трактирщицу» Гольдони под этим углом зрения, то есть попробовать рассмотреть ее как классицистическую комедию нравов, то в первую очередь бросится в глаза «недостаточная» однозначность характеристик. Единственным персонажем, чей образ построен на одной определяющей черте и остается неизменным до конца действия, оказывается маркиз. Не менее резко очерченный поначалу характер женоненавистника-кавалера претерпевает в пьесе полную трансформацию, и самая яркая его черта исчезает.

В полном соответствии с духом эпохи Просвещения Гольдони демонстрирует в своей комедии здоровый скептицизм относительно мотивов поведения людей. Главная героиня, Мирандолина, не чужда меркантильных соображений, склонна к манипулированию людьми, самоуверенна и неизменно проявляет женское тщеславие. Этот перечень не слишком выгодно, сточки зрения нашего времени, характеризующих ее черт, указывает на авторское стремление к созданию «выпуклого» (особенно если мы вспомним, что речь идет о легкой комедии) характера. Если же вспомнить, что Мирандолина умна, проницательна и чрезвычайно обаятельна, ее характер окажется, к тому же, достаточно сложным (по меркам комедии).

Отдавая должное многоплановости характера главной героини, тем не менее, вряд ли кто-нибудь решится назвать его неоднозначным. И дело тут не в недостаточной серьезности жанра, а в мировоззрении Гольдони, сформированном эпохой. Отказ от идеализации человека сочетается с терпимостью к тем чертам характера, которые, не будучи возвышенными и благородными, помогают человеку достичь преуспеяния. Примером может служить образ богатого, сорящего деньгами графа. Покупка титула обличает тщеславие, а щедрость оборачивается уверенностью в том, что все продается, однако к нему автор куда снисходительнее, чем к нищему маркизу.

Все персонажи «Трактирщицы» Гольдони не безупречны, но комедия не превращается в сатиру. Ее моральный заряд положителен: Мирандолина, хоть и не прочь попользоваться щедростью богатых поклонников, в конце концов предпочитает брак с Фабрицио и честный труд. Стремясь к изображению на сцене живых людей, руководствующихся не благородными идеалами, а вполне конкретными практическими стремлениями, Гольдони внес значительный вклад в формирование жанра мещанской драмы.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (17.05.2017)
Просмотров: 353 | Теги: Трактирщица, Гольдони
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar