Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Оглянись во гневе" (Осборн): описание и анализ пьесы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Оглянись во гневе» («Look Back in Anger») — пьеса Джона Осборна. Написана в 1956 г. Премьера состоялась 8 мая 1956 г. в Лондоне в «Королевском Придворном театре» (театр «Ройял Корт»). В качестве постановщика спектакля выступил Тони Ричардсон, представлявший с 1955 г. «Инглиш Стейдж Компани», труппу, арендовавшую «Королевский Придворный театр». Первым исполнителем роли главного героя — Джимми Портера — был Ричард Паско, в роли его жены Элисон выступила Мэри Юр (вскоре она вышла замуж за Джона Осборна). Спустя год после премьеры драмы Осборна в Лондоне английский спектакль привезли в Москву на Международный молодежный фестиваль и с успехом сыграли на сцене филиала МХАТа.

Заглавие этого драматического произведения Осборна, актера по профессии, автора многих пьес для театра, телевидения и радио, опытного сценариста, имеет очень широкое и откровенно символическое значение. Осборн выступил как один из основоположников художественного направления, сыгравшего важнейшую роль в развитии английских литературы и театра, — движения «разгневанных» («рассерженных», «сердитых»). Иногда их называют также «драматургами кухонных раковин». Призыв «Оглянуться во гневе» означал потребность подвергнуть резкой критике все неполадки в английском обществе 50-х годов, его социальные и политические изъяны. Джимми Портер — ровесник Джона Осборна. Он выражает эмоциональный бунт, протест поколения, чей подростковый возраст пришелся на годы войны, обманутого в первые послевоенные годы лейбористским правительством посулами лучшей жизни.

Недаром сверстник «разгневанных» английских драматургов критик Кеннет Тайнен писал: «Для нас, молодого поколения Англии, — и это было главное, — для нас Джимми был «свой». Мы были с ним знакомы, вместе шатались с ним по кабакам, жили в одной комнате. В первый раз театр заговорил с нами на нашем языке. До сих пор большинство молодых людей считало театр покрытым пылью времен анахронизмов, место которому, как сказал Дилан Томас, только в музее. Осборн доказал им, что они заблуждаются, и многие из них даже сами стали писать пьесы». Тем, кому еще не было тридцати ко времени появления «Оглянись во гневе» Осборна, многое нравилось в Джимми Портере — «и внезапно прорывающиеся стихийные левые взгляды, и отдающий анархизмом юмор, и подозрение, что все стоящие идеи или уже победили, или давно дискредитированы». Автор статьи «Сердитые молодые люди» подчеркивал: «Слишком долго английская культура чахла в холодильнике сдержанности и «хорошего вкуса». В этой леденящей атмосфере Портер запылал, как паяльная лампа». Он выразил отчаяние молодых англичан, чьи детство и юность были изуродованы войной и кризисом. Джимми привлек внимание еще к одной обшей проблеме: к положению человека с гуманитарным образованием в современном омашиненном мире.

Джон Осборн посвятил «Оглянись во гневе» своему отцу. Тот в тридцатые годы воевал на стороне республиканцев в Испании, а затем долго болел и умирал на глазах у сына, который часами просиживал возле постели больного и терпеливо слушал его рассказы. Идеалы отца Джона Осборна, а также отца Джимми Портера, уже утратили свою ценность в их сознании, но других идеалов у них пока не появилось. Боль и нежность, уважение и настороженность характеризуют отношение самого Осборна и его героя к отцу. Образ отца, обреченного, но несущего в себе тайну непостижимой для нового поколения самоотверженности, проходит через все творчество Осборна, многократно получая отражение в разных его произведениях.

Каждая пьеса Осборна — своеобразная драма-монолог. К «Оглянись во гневе» это относится в первую очередь. Ведет действие главный герой. Поток его бурных чувств обрушивается на партнеров и зрителей. Выходец из простой семьи, Портер, хотя и отвергает идеи отца, но при всем том связывает себя с социализмом. Осборн, солидаризируясь с героем, называет свои социалистические пристрастия «экспериментальным стремлением в области чувств». Пьесами он хочет прежде всего «заставить людей чувствовать». Главные враги создателя «Оглянись во гневе» — человеческая нерешительность, ограниченность ума, трусливость и слабодушие. Джимми хочется услышать проникновенный, страстный голос своего современника, возглашающий «Аллилуя!», встретить человека, умеющего восторгаться.

Во всех помыслах Джимми Портера любовь и ненависть неразрывно связаны. Это характеризует как его отношение к общественной жизни, так и к самому любимому и близкому человеку — жене Элисон. Джимми глумится над ней, не умея простить, что в отличие от него она принадлежит к состоятельным, высокопоставленным кругам общества. Трогательна и забавна игра в медведя и белку, которую начинают Джимми и Элисон каждый раз, примиряясь после очередной ссоры. Лирическая тема прямо следует из социальной, главенствующей в пьесе, определяющей ее развитие, и одновременно полностью подчиняется ей. Спустя несколько лет после завершения «Оглянись во гневе» Осборн, находясь во Франции, направил в Англию своеобразное «письмо ненависти», адресовав его тем гражданам своей страны, «которые осквернили ее», «чьи немощные руки ведут мою слепую, ослабевшую и ими же преданную родину к гибели». Эго письмо вполне можно принять за одни из монологов Джимми. Мироощущение драматурга и его персонажа тут полностью сливаются. Осборн верил, что ненависть поможет ему устоять на ногах, хотел, чтобы она существовала вечно.

«Пробудитесь и гневайтесь!» — воззвал Осборн к соотечественникам. Молодые «рассерженные» английские драматурги начали с вопля, который прозвучал в чинной тиши британской сцены 50-х гг. словно крик погибающего. Протест Джимми Портера, судорожно рвущего воскресные газеты, тиранящего жену и презирающего ларек со сладостями, в котором вынужден торговать после окончания университета, был столь всеобъемлющ, что в этом заключалась и его сила, и его слабость. Герой расходовал свою энергию нерасчетливо, нередко выглядел смешным в своих дурацки-шутовских, детских выходках. Столь же смешными, нелепыми казались подчас герои романов «разгневанных» — Джим из «Счастливчика Джима» Эмиса, Ламли из «Спеши вниз» Уэйна. «Произошла ли революция в английском театре?» — с любопытством вопрошали критики после постановки «Оглянись во гневе» и других пьес «разгневанных» в середине 50-х годов. Многие готовы были дать положительный ответ на этот вопрос. Но прошло несколько лет и у тех же критиков возникло ощущение, что «сердитые» драматурги быстро перешли «от гнева к усталости». Это коснулось и творчества Осборна, которому не суждено было стать «репертуарным» автором в русском театре.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8997