Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Натаниель Готорн: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Натаниель Готорн (1804—1864) родился в семье морского капитана. После смерти отца его семья вела замкнутый образ жизни, и мальчик проводил все дни в одиночестве, читал арабские сказки, готические романы, на смену которым пришло увлечение В. Скоттом и Ж. Ж. Руссо. В коллеже он сблизился с Г. Лонгфелло, по окончании учения поступил на службу в бостонскую таможню, несколько месяцев провел в общине Брук Фарм, созданной утопистом Фурье. В 1841 г. он обосновался в Конкорде, любовно описанном им в новеллах сборника «Легенды старой усадьбы» (1846). Здесь он знакомится с Г. Торо и находит с ним общий язык на почве почитания Руссо. Переехав в Ленонс, он знакомится с Г. Мелвиллом. Несколько лет писатель прожил в Англии и Италии.

Новеллистика Готорна заимствована из готического романа: «романтические» злодейства, тайны, ужасы — все то, что рождается страхом одиночества в реальном мире и может существовать в разыгравшемся воображении. Поэтические видения, романтические грезы в новеллах Готорна порождены трагическим разладом духовности человека с будничной жизнью. Потому в них оживают картины («Портрет Эдуарда Рэндолфа»), чучела («Хохолок»), статуи («Деревянная статуя Драуна»), появляются двойники («Мосье де Зазеркалье»), обретают юность люди, выпившие волшебный напиток («Опыт доктора Хейдеггера»), таинственные свойства получают предметы («Мантилья леди Элинор»), а дети способны сотворить такое чудо, которое недоступно взрослым («Снегурочка»). Сюжеты новелл писателя часто основаны на античных мифах («Минотавр», «Золото царя Мидаса», «Голова Горгоны»), всегда исполнены гуманизма, светлой веры в лучшие свойства человеческой природы.

Писатель представлял себя заключенным в глухую комнату собственной фантазии, откуда через замочную скважину он взирал на реальность, где ему чудились ужасы, тайные грехи, преступления. Поскольку в американской действительности не нашлось реликвий средневековья, руин замков, крестовых походов, Натаниель Готорн заменил этот набор нетерпимостью пуританства с его мрачностью и давлением на личность. Хрестоматийным стал его рассказ «Кроткий мальчик», где мальчик-сирота стал жертвой фанатизма озверелых пуритан.

В романе «Алая буква» (1850) Готорн воскрешает жизнь небольшого американского городка в XVII в., в эпоху жестоких пуританских нравов и варварских предрассудков.

С большой драматической силой автор изображает судьбу гордой и мужественной женщины Тестер Прин, которая, повинуясь чувству любви, нарушила неумолимые законы религиозной общины и за это была обречена носить всю жизнь клеймо позора — алую букву. Писатель горячо и страстно обличает жестокость и несправедливость мира, построенного на эгоизме и лжи, воспевает нравственное величие женщины, гордо пронесшей человеческое достоинство вопреки своей «дурной» славе.

В романе «Дом о семи фронтонах» (1851) завязкой фабулы выступает вековая вражда между двумя семействами, возникшая из-за клочка земли. Ложное обвинение в колдовстве с последовавшей мучительной смертью соседа Моула послужило для Пинченов источником обогащения. Однако проклятье нависло над родом обидчика — Моулы обрели над его потомками мистическую власть, тем более что и «дом о семи фронтонах» был некогда построен одним из Моулов. Хронику драматических событий романа составляют преступления и возмездия, пока любовь Фебы Пинчен, прекрасной девушки, воспитанной в деревне, и мечтателя-фотографа Холгрейва-Моула не разрешает конфликт.

Действие последнего фантастического романа Натаниеля Готорна «Мраморный фавн» (1862) происходит в Италии, на фоне древних римских развалин, в склепах, соборах, парках и загородных виллах, в атмосфере утонченных философских рассуждений и сложных психологических коллизий. Все наполнено искусством, и главный персонаж — итальянец Донателло воспринимается окружающими как полуфантастическое существо, ожившая статуя мраморного фавна резца Праксителя. На грани реальности и фантазии и воспринимается сюжет романа, исполненный тайн, ужаса, демонических страстей. Превращение Донателло-фавна в человека под чарами любви ведет к утрате природной естественности и усвоению порочных черт цивилизации, которые толкают его на преступления.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1061