"Метаморфозы" (Апулей): описание романа из энциклопедии
«Метаморфозы» («Metamorphoses») — роман в одиннадцати книгах писателя II в. н.э. Апулея из Мадавра (жанровое обозначение является условным; так же как и название «Золотой Осел», которое Августин принял за подлинное, хотя оно, вероятно, является похвальным заголовком, данным произведению читателями). Кроме «Метаморфоз», сохранились другие произведения писателя: «Апология, или О магии», «Флориды» (отрывки из речей), а также три философских трактата: «О Платоне и его учении», «О божестве Сократа» (стилизованный под речь) и «О мире» (не лишенный ошибок перевод трактата Аристотеля). Не сохранились стихотворные произведения (гимны, роман «Гермагор» и др.) «Апология» на основании некоторых подробностей текста весьма точно датируется 150-ми гг. (что касается «Метаморфоз», то вероятно их создание в более поздний период). «Метаморфозы» Апулея — один из лучших романов античного мира. Он отличается изысканным языком (с искусно подобранными архаизмами, создающими хорошо продуманный комический эффект, с многочисленными разговорными элементами; автор говорит о своем намерении писать «милетской речью», т.е. в духе «Милетских рассказов» Аристида) и широким кругом источников: параллельный текст Лукиана («Луций, или Осел») намного короче и восходит, по-видимому, к значительно более объемному греческому произведению: вероятно, им пользовался и Апулей; однако философско-религиозного финала там, по-видимому, не было. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, Луций, пренебрегает предостережениями от излишнего любопытства; после — в рамках изощренно сложной фабулы — следует его наказание; последняя книга описывает его избавление от напастей и образует религиозно-мистический финал: Луций посвящает себя служению Изиде. (Точно так же философский смысл описываемых событий раскрывался в последней книге овидиевых «Метаморфоз»; вообще же автор демонстрирует свое обширное знакомство с мистериальными культами — в причастности к которым он открыто сознается в «Апологии» — и с философскими доктринами.) Для литературной техники характерно обилие экскурсов, самый знаменитый и крупный из которых — история Амура и Психеи — обрел свою самостоятельную жизнь; а в V в. Фульгенций истолковал его в религиозно-мистическом духе. Произведения Апулея были исключительно популярны в самые различные эпохи. «Метаморфозы» (рукопись которых приобрел Боккаччо в монастыре Монте Кассино) пользовались преимущественным вниманием в античности и в новое время; а его философские произведения были более влиятельны в средневековье (Макробий даже удивлялся тождеству автора текстов в традициях платоновской философии с автором романа). Многие пикантные подробности последнего произведения воспринимает Боккаччо в «Декамероне». Велико влияние Апулея на плутовской роман (в том числе на роман «Дон Кихот»). В России ему подражал Богданович в знаменитой «Душеньке»; его перевел на русский язык поэт XVIII в. Е. Костров; в своей любви к нему признавались А.С. Пушкин и М.А. Кузмин. Последний и создал издаваемый сегодня перевод «Метаморфоз». Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1797
| |