Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Магнитные поля" Бретона и Супо: описание произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Магнитные поля» — сборник «автоматических текстов» Андре Бретона и Филиппа Супо. Книга была написана авторами за несколько недель весной-летом 1919 года. Первые три главы опубликованы в журнале сюрреалистов «Литератюр» (октябрь-декабрь 1919 г.), отдельным изданием книга вышла в издательстве «Сан Парей» в 1920 г. В 1984 г. издательство «Лашеналь-Риттер» выпустило факсимильное издание рукописи «Магнитных полей», позволившее уточнить персональный вклад каждого из авторов и механизм написания всего текста.

«Магнитные паля» — первое произведение литературы (по крайней мере, нового времени), целиком построенное на письме, не контролируемом авторским сознанием. Свобода творчества от диктата разума была одним из программных требований сюрреалистов, и в своем произведении основатели группы Супо и Бретон решили воплотить в литературной практике чисто медицинский феномен «автоматического письма», известный Бретону — врачу по образованию — из работ психиатра Пьера Жане. Вдохновляясь также личным опытом «отрывочных фраз, которые при приближении сна... становятся ощутимыми для сознания», Бретон предложил Супо использовать эту технику для создания текста, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который был бы, «насколько это возможно, произнесенной мыслью» («Манифест сюрреализма»). Усевшись на террасе кафе, они спонтанно писали по 8—10 часов в день, стараясь абстрагироваться от логических требований и критериев классического литературного творчества, совмещая тексты, написанные самостоятельно, чередуя авторство отдельных фраз или абзацев и даже творя совместно, когда один из авторов продолжал фразу другого. Супо при этом «всегда, всеми силами противился любым правкам того или иного отрывка...».

Произведение «Магнитные поля» Бретона и Супо оказалось эпохальным во многих смыслах. Прежде всего, книга положила начало истории сюрреализма, самого долговечного и, вероятно, влиятельного течения в литературе и искусстве XX века: она была написана за несколько лет до «документального» оформления сюрреализма в бретоновском манифесте 1924 г., и сам Бретон назвал этот текст «первым чисто сюрреалистическим сочинением». «Магнитные поля» также стали, по сути, первым литературным произведением посттрадиционалистской эпохи, в котором полностью уничтожена классическая фигура автора — посредством неразделимого совместного творчества, отказа от «авторского» контроля разума, а также торжества произвольности, когда «власть над самим собой кажется совершенно иллюзорной...» («Манифест сюрреализма»). Поставлены под сомнения и традиционные представления о жанре: являясь одновременно лирическим верлибром, футуристской антиутопией и подобием поколенческого манифеста, «Магнитные поля» принципиально несводимы к жестким жанровым канонам и стилистическим рамкам.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6908