Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Локк "Опыт о человеческом разуме": краткое содержание трактата

  • Статья
  • Еще по теме

"Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Локка, опубликованный в 1690 году (2-е издание - 1694, 4-е - 1700, 5-е - 1706, каждое из них дополненное). Эта работа - исследование природы человеческого ума и его способности понимания.

Локк начинает в книге первой тем, что отвергает учение о "врожденных идеях", утверждая, что всякое знание основано на опыте. Объекты понимания он определяет словом "идеи", и в книге второй дается исследование происхождения разновидностей и протяженности наших идей. Их источник - опыт, наблюдение за внешними объектами или за внутренними операциями разума, т.е. ощущением или размышлением.

В книге третьей трактата "Опыт о человеческом разуме" Локк поднимает вопрос о природе языка. Он придерживается того мнения, что слова имеют значение, поскольку они выражают идеи разума, а также проводят различие между "реальными" и "номинальными" сущностями. Он утверждает, что термины, обозначающие "реальные предметы" ("золото", "лошадь"), могут обозначать только номинальную сущность.
В книге четвертой знание определяется Локком как восприятие соответствия (или несоответствия) 2-х идей друг другу. Оно может быть или интуитивным и прямым, наглядным (через посредство третьей идеи), или "сенситивным", то есть основанным на восприятии. Знание о вещах, реально существующих, ограничено двумя вероятностями, о нашем собственном существовании - интуицией, а о существовании Бога - демонстрацией. У нас есть меньшая степень уверенности в существовании других конечных существ, помимо нас, на которую мы можем положиться при чувственном знании. Свойство, которое Бог дал нам взамен ясного знания - суждение, благодаря которому разум делает предположение, что истинно, а что ложно, без демонстрации.

Локк рассуждает о соотношении веры и разума в трактате "Опыт о человеческом разуме". В противоположность Ф. Бэкону и Гоббсу он придерживается мнения, что вера - не что иное, как твердое согласие ума, который не мог бы согласиться ни на что, не имея на это разумной причины. Открытие должно быть оценено разумом. Но, так как поле знания сильно ограничено, оно должно быть поддержано верой, и это основное положение его "Разумности христианства" (1695).

Источник: Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер/Пер. с англ.: - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2003

🔍 смотри также:
Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12243