Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Кукольный дом" (Ибсен): описание и анализ пьесы

  • Статья
  • Еще по теме

«Кукольный дом» («Et Dukkehjem») — пьеса X. Ибсена. Написана в 1879 году, впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене.

За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б.М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер. Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда». Есть несомненное сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом»: например, тайные от мужа заемы в банке при поручительстве состоятельных друзей. Совпадает и основной мотив «проступка» Лауры: деньги нужны были для того, чтобы отвезти на юг больного туберкулезом мужа. Правда, не было осуществленной подделки подписи, не было и ситуации шантажа. Но реальная история, тем не менее, складывалась драматично: когда действия Лауры стали известны мужу, адъюнкту Виктору Килеру, произошел скандал, завершившийся разводом. Дети были отобраны, Лаура объявлена душевнобольной. Спустя время, по просьбе мужа, Лаура вернулась. Ибсен был с самого начала в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давая житейские советы, в частности, уговаривал ее с самого начала открыться мужу.

Сюжет пьесы «Кукольный дом» Ибсена разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в этой пьесе — внутренняя динамика. Прежде всего это касается характера героини, Норы Хельмер, которая из «жаворонка» и «белочки» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо. Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами.

Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров пьесы. Их пятеро — основных персонажей: сама Нора Хельмер, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, и доктор Ранк, сосед и друг семьи. Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» — миру видимого, во многом призрачного благополучия.

Нора — главная обитательница «кукольного дома», инстинктивно пытающаяся поддерживать в нем «порядок». Нора — «куколка-игрушка» — сначала для отца, потом для мужа, по-разному в нее «играющих». Но Нора и «куколка», из которой постепенно образуется иное существо — бабочка, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю.

Хельмер — самый яростный охранитель устоев «кукольного дома» — его внешней, фасадной части. Может быть, он самый уязвимый персонаж пьесы, в своей зависимости от догмы общественного мнения, с ее механическими устоями и призрачным кодексом чести.

Напротив, Фру Линне и Крогстад — разрушители благополучия «кукольного дома», пришедшие извне. Несмотря на общность функции — разрушение — мотивы у них разные. Крогстад-разрушитель действует в своем амплуа только до тех пор, пока чувствует себя — условно — вне «кукольного дома» — мира прочного положения и внешнего благополучия. Как только перед ним забрезжит возможность обретения подобия «кукольного дома» — он из разрушителя превратится в благодетеля, отказываясь от шантажа. Фру Линне — разрушитель последовательный. Она помогает ей увидеть мир реальным, не кукольным. Именно в этом образе транспонируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает.

Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую. В пьесе речь идет об освобождении человека, независимо от пола. Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от шлейфа неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования.

Полемичная в отношении «хорошо сделанной пьесы», с ее непременным благополучным финалом, пьеса Ибсена вызывала протест уже у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи. Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности, предложив немецкому переводчику такой финал: «...Нора не покидает дома. Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик, Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

Среди выдающихся исполнительниц роли героини «Кукольного дома» — А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В.Ф. Комиссаржевская.

Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало «после конца»: Хельмер спился, дети выросли. Дочь влюбилась в сына Крогстада, не желающего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э. Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры и супруги воссоединяются. В XX веке эту традицию продолжил датский драматург Э.Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967 г.). Нора оказалась «на дне» среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
37
Рассказать друзьям:
Просмотров: 30235