Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Кролик, беги" (Апдайк): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Кролик, беги» («Rabbit, run») — роман американского писателя Джона Апдайка. Вышел в свет в 1960 г. и довольно быстро завоевал признание. Это произведение явилось первым в серии романов о жизненном пути Гарри Энгстрома, по прозвищу Кролик. В 1971 г. был опубликован роман «Кролик возвращается», а в 1981 — «Кролик разбогател». В результате Апдайк был награжден сразу несколькими престижнейшими литературными премиями: Премией Национального общества литературных критиков, старейшей в США Пулитцеровской премией, а также не менее весомой Американской книжной премией по разделу художественной прозы. В одной из своих благодарственных речей Апдайк сказал, что главной его задачей было «поддержать стремление к миру и порядку, <...> показать обычное нормальное существование героя — человека обыкновенного и «среднего» в той степени, в какой эти понятия можно распространить на всю Америку».

Пресса неоднократно подчеркивала уникальность взаимоотношений между героем и автором в американской литературе, поскольку при совпадении некоторых параметров (возраст, место обитания) романы Апдайка о Кролике — это не распространенный тип полуавтобиографической прозы, а именно выражение стремления объективно и непредвзято показать внутренний мир героя-символа, воплотителя тех недостатков и достоинств, которые присущи современному человеку без каких-либо значительных отклонений и существенных комплексов, «простому американцу», «человеку с улицы».

Герою романа «Кролик, беги» Апдайка — Гарри — 26 лет, возраст принципиально значимый для процесса становления личности, когда еще сильны идеалистические представления, существующие на уровне чисто эмоциональном, не облеченные в какую-либо рациональную систему. Он женат, ждет второго ребенка, работает рекламным агентом в маленьком магазинчике, демонстрируя «чудо-терку» домохозяйкам. Ни работа, ни зарплата его не устраивают. Не складывается и семейная жизнь. В результате следует первый «бег» Кролика — уход от жены, из мира пьяных истерик и разбросанных вещей. Он садится в машину и едет в никуда, ничего не планируя и не ставя никаких целей. Главное — уйти, убежать. В день «перед бегством», как раз на пути домой, он увидел играющих в баскетбол мальчишек. Кролик, сам в прошлом баскетболист, начинает играть с детьми. Так возникает еще одна важная для романа в целом тема — тема спортивной игры, которая своей организованностью, увлекательностью, непредсказуемостью и азартом противостоит рутинной действительности.

Уйдя из дома, Кролик меняет место работы. Он устраивается садовником в поместье богатой пожилой дамы. Новая деятельность доставляет ему удовольствие, что отражает еще одно глубинное стремление героя — стремление обрести смысл существования через приобщение к миру природы. И тем более ужасным представляется Кролику его следующее место работы. Возвратившись к жене после рождения дочери, он начинает работать в компании ее отца, торговца автомобилями, и следовательно — обслуживать интересы бизнеса, с отвращением ощущая, что постоянно обманывает людей.

В романе существует определенный параллелизм в системе образов. Противопоставляются два отца: отец Кролика и его тесть, носители разных жизненных идеалов. Противопоставляются две женщины: жена (Дженис) и любовница (Рут). Отношения с первой — это сплошная дисгармония и непонимание друг друга. Во второй же явно просматривается природно-материнское начало, которое притягивает героя. Рождение дочери вынуждает Кролика примириться с женой. Он приходит домой с намерением обрести понимание и любовь, но после пьяной ссоры Кролик вновь бежит. Несколько дней спустя герой узнает, что после его ухода пьяная жена утопила в ванне во время купания новорожденную дочь. Если бы Кролик не поддался очередному порыву к бегству, то, возможно, трагедии бы не произошло. Очевидно, что он тоже несет ответственность за случившееся. Во время похорон герой еще раз пытается восстановить отношения с женой и опять наталкивается на стену непонимания и лжи. Он бежит к покинутой любовнице и узнает, что она беременна. Кролик уговаривает ее оставить ребенка, но какая-то незримая черная тень уже стоит между ними, и Кролик вновь уходит.

Третье противопоставление в романе «Кролик, беги» Апдайка — это образы тренера по баскетболу и пастора местной приходской церкви, своего рода тренера духовного. К тренеру по баскетболу Кролик идет, когда возникают трудности, как к авторитету времен юности, не осознавая, что юность прошла и сейчас тренер относится к нему, Кролику, не как к подающему надежды ученику, подопечному, а как к мужчине, с которым можно славно провести время. Пастор Экколс играет в жизни Кролика другую роль: через него герой выходит на важную для него тему — тему Бога. Вера — это один из составных компонентов гармоничного существования, которое герой искренне хочет обрести. Но высокие мечты разбиваются о непредсказуемые повороты прозаического бытия.

Художественное пространство, в котором разворачиваются события романа, — мир, где обитает Кролик, — на удивление узок: два маленьких провинциальных городка в Пенсильвании, Техас, где во время службы в армии Кролику довелось побывать, и Западная Вирджиния, куда однажды, во время одного из своих «забегов», ему удалось добраться. Зато свою связь с небом он ощущает постоянно.

Герой пытается избавиться от заунывного однообразия жизни, от давящей патриархальности провинциальной американской действительности конца 50-х гг., когда Америка еще не знала ни сформировавшегося «массового общества», ни молодежных бунтарских движений, ни «сексуальной революции».

О дальнейшей судьбе Гарри Энгстрома, его «побегах» и «возвращениях» Апдайк рассказал в романах «Кролик возвращается» и «Кролик разбогател». Все три романа объединяют не только одни и те же герои.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8636