"Критикон" (Грасиан): описание и анализ произведения
«Критикон» — произведение испанского философа и писателя Бальтасара Грасиана. «Критикон» принято определять как аллегорический роман, однако очевидно, что подобная жанровая номинация весьма условна. Сам автор указал на полижанровую природу своего творения: «Я старался скрасить сухость философии занимательностью вымысла, колкость сатиры приятностью эпоса и игривостью плана...». Неоднозначен вопрос об источниках романа. Грасиан, придерживаясь принятого в XVII в. представления о подражании, дает целый список вдохновивших его авторов и произведений: «Одиссея» Гомера, басни Эзопа, труды Сенеки, мениппеи Лукиана, «Золотой осел» Апулея, «Эфиопика» Гелиодора, сатирические «Известия с Парнаса» Боккалини, социально-политическая аллегория Д. Баркли «Аргенис». Однако ни один из указанных текстов нельзя считать прямым источником «Критикона» Грасиана, который в духе популярных в ту эпоху жанровых конгломератов — miscelaneas (смесь, мешанина) — перемешивает разнообразный литературный опыт, подчиняя его дидактико-аллегорической цели. Бальтасар Грасиан работал над «Критиконом» последние десять лет своей жизни, с 1647 по 1657 гг., извлекая своего рода квинтэссенцию из предшествующих морально-философских и эстетических поисков. Первая часть — «Весна детства и лето юности» — опубликована под псевдонимом Гарсиа де Марлонес в Сарагосе в 1651 г., две другие («Осень зрелости, ее разумная, светская философия» и «Зима старости») были изданы соответственно в 1653 г. (Уэска), и в 1657 г. (Мадрид). Предметом аллегорического изображения в «Критиконе» становится жизнь Человека — всякого человека, любого смертного, универсального представителя рода человеческого. Процесс взросления и становления личности изображен в виде долгого, исполненного злоключений и диковинных встреч странствия по свету, конечной точкой которого становится Остров Бессмертия — последнее пристанище того, кто сумел выбрать правильный путь в жизненной стремнине. В основе грасиановской антропологии лежит представление о двойственной природе человека, что воплощено в центральной паре персонажей, Андренио и Критило, автономность которых чисто видимая. На деле они — результат риторического допущения и являют собой одного человека в двух его ипостасях. Андренио — воплощение наивного, природного начала, на что указывает его имя, отсылающее нас к греческому слову «муж», «человек». В нем также воплощена дорефлективная фаза развития человека вне форм социального сознания и коллективного опыта (не случайно Андренио, не знающий своих родителей, был вскормлен диким зверем на необитаемом острове, где и провел первые годы своей жизни до встречи с Критило). Последний (его имя — производное от греческого «решение») является персонификацией критического разума, мыслительной способности человека, культурного, цивилизованного начала. Перемещение персонажей совершается в двух измерения: конкретно-географическом (путешествие по реальным странам и городам начинается с острова Гоа, рассматривавшимся орденом иезуитов, к которому принадлежал и Грасиан, как Восточный Рим, охватывает почти всю Европу и завершается в Риме Западном) и морально-аллегорическом. Перед читателем возникает условная карта жизни человеческой (пункты следования героев на этом пути обозначены как «стремнина жизни», «фонтан обманов», «дворец Фальсирены», «торжище всесветное», «библиотека рассудительного», «амфитеатр чудищ» и т.д.). Критило и Андренио как единый организм совершают экзистенциальное паломничество (духовное вызревание и становление), во время которого приобретают атрибуты «настоящей», то есть идеальной, предельно универсальной, личности (persona) — Разум, Бдительность, Самопознание, Твердость, Осторожность, Проницательность, Мужество и Добродетель. Окружающий мир предстает в виде загадки-шифра, который героям предстоит объяснить, вскрыв за таинственной и диковинной видимостью аллегорический подтекст. Эту функцию берет на себя Критило, выступающий в качестве интерпретатора знаков, вскрывающего их иносказательный смысл. Таким образом, пара Критило — Андренио воплощает не только дуалистическую природу человека, но и двуединую природу аллегории (с ее прямым и переносным планами), и знака вообще (диалектику частного и общего, буквального и фигурального). Однако Критило в свою очередь нуждается в проводниках-дешифровщиках, которые помогают ему толковать мир и ориентироваться в жизненном лабиринте. Так, в юности героев, едва оторвавшихся от природного мира, сопровождает мифологический человекозверь Хирон, на пороге зрелости их встречает воплощение проницательности — многоглазый Аргус, путь к Гонории (чести) указывает олицетворяющий пренебрежение к мнению толпы Слепой, а в старости героям помогают двуликий Янус, Человек-Мозг, Видящий Насквозь и др. Эти проводники, сменяющие друг друга на разных отрезках жизненного пути героев, являются аллегорическими воплощениями человеческих способностей или качеств. Они противостоят паре главных персонажей как ставшее становящемуся, как статика динамике. Не случайно герои Грасиана умирают именно тогда, когда приобретают все необходимые качества подлинной, завершенной, «личности», а значит, и сами вот-вот превратятся в одну из многочисленных статичных аллегорий-эмблем «Критикона». Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3954
| |