Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Ян Неруда: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Ян Неруда (1834—1891) — чешский писатель, родился в семье мелкого лавочника в Праге. Детство и юность писателя прошли в ее своеобразном районе — Малой Стране — месте отдыха аристократов, чья деловая жизнь протекала в Вене, столице империи, и постоянного пребывания ремесленников, чиновников, слуг. Там он узнал о революционных событиях 1848 г., оставивших в его душе неизгладимый след.

Учился он на юридическом и философском факультетах в университете, увлекался литературой, работал учителем, газетным репортером. В литературе дебютировал стихами, в которых отразились неудовлетворенность социальной действительностью и настроения разочарования. Ян Неруда написал множество очерков, статей и фельетонов, предпринял несколько путешествий по странам Европы и Ближнего Востока, что нашло отражение в его путевых дневниках «Парижские картинки» (1864), «Картины чужбины» (1879), «Ближние путешествия» (1879) и др. Автором художественной прозы он выступил в 1864 г. со сборником рассказов «Арабески», действие которых происходит по преимуществу в Малой Стране. Среди персонажей — горбатый бедняк, выступающий на потеху публике с песнями, чтобы добыть лекарства для умирающей дочери («Франц»), чудаковатые обыватели («Женитьба пана Коберца», «Скворец пана Либелта»), «падшие» женщины — жертвы социальных противоречий («У нее был вкус», «За полчаса»).

Некоторые рассказы Яна Неруды овеяны таинственностью кладбищ, призраков, пляской теней («У тебя нет сердца», «Тень»). Другие напоминают романтические или авантюрные истории (короткие психологические этюды «Разные люди», 1871). Романтикой революции овеян рассказ «Йозеф-арфист». Отдельные рассказы автобиографичны («Он был негодяем!», «Из записной книжки журналиста»).

Вершиной творчества Яна Неруды стали «Малостранские повести» (1878), написанные как воспоминания после его переселения в другой пражский квартал. Отсюда некоторая элегичность повествования о чуточку странных и комичных жителях малостранских домов, их безденежье, гордости, отзывчивости в горе и т. д. Изображение повседневности обычно у Неруды завершается неожиданной развязкой, причем комичное и трагичное, как и в жизни, неразрывно слиты. Обобщенный образ Малой Страны приобретает, как Миргород Гоголя, значение символа обывательщины и мещанства, бытия, в чем-то смешного, а в чем-то полного горечи или вызывающего снисходительную улыбку. Отсюда идет линия чешской прозы, давшая мировой литературе такие имена XX в., как Я. Гашек и К. Чапек. После «Малостранских повестей» Ян Неруда более не обращался к художественной прозе. В XX в. имя чешского писателя взял себе псевдонимом прославленный поэт Чили Пабло Неруда.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 902