История семи мудрецов: характеристика, сюжет
История семи мудрецов — произведение переводной литературы XVII в. Восходит к «Книге Синдбада», древнеиндийскому сочинению предположительно первой половины I тысячелетия н.э., которое не дошло в подлиннике, но существует в переводах на арабский, персидский, сирийский, еврейский, в Европе — на латинский, греческий, французский, испанский, английский, итальянский, венгерский и др., у западных славян — на чешский, польский (XVI в.). На русский переводится в начале XVII в. с польского. Представляет собой образец «обрамленной повести», т.е. сборник притч-новелл, объединенный обшей сюжетной рамкой. Жена царя ложно обвиняет своего пасынка-царевича в попытке обесчестить ее и подтверждает навет семью рассказами. Семь мудрецов, воспитателей и защитников царевича, также предлагают властителю каждый по одному рассказу, как правило, о «женской злобе». Завершается История семи мудрецов пространным повествованием самого царевича о верных друзьях Александре и Лодвике. В результате длительных словопрений царевич оправдан, а преступная царица предана позорной казни. Как на Востоке, так и на Западе занимательные новеллы Истории семи мудрецов пользовались популярностью и повлияли на местную литературу («Сказки 1001 ночи», Дж. Боккаччо, Дж. Чосер); к ним добавлялись новые сюжеты, реалии, имена. На Руси подобной адаптации не произошло, и новеллы остались в экзотическом «рыцарском» обличье. История семи мудрецов вызвала живейший интерес — сохранилось более 70 списков. В 1660 г. ее переработал священник Григорий («Библия малая»), в 1692 г.— иеродиакон Холопьего монастыря на реке Мологе Тимофей Каменевич-Рвовский, писатель из круга Симеона Полоцкого; повесть об Александре и Лодвике выделилась в отдельное произведение, в XVIII в. опубликованное в Исторических сказках (СПб., 1793). Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1905
| |