Ирландские саги: общая характеристика
Ирландская прозаическая сага отразила живучесть дофеодальных порядков у кельтов. Дважды мотивы кельтских племен входили в обиход европейской культуры. В XII в. они дали сюжеты и колорит бретонских романсов о рыцарях Круглого стола и о короле Артуре, легенды о Тристане и Изольде и др., вышедших в какой-то мере из ирландского эпоса. Следующий взлет интереса к кельтским сказаниям приходится на XVIII — начало XIX в., когда европейская поэзия подпала под обаяние «Оссиана» Д. Макферсона — талантливой литературной мистификации, построенной на шотландских балладах — боковой ветви ирландского эпоса. Особенность ирландских саг определяют их ясный, лапидарный стиль, причудливая фантазия, внимание к женщине и любви, сочетание контрастов — первобытная жестокость и душевная утонченность, величавость и интимность, безграничность вымысла и осязательность жизненной конкретности. Предания зародились примерно в VI—VII вв. и окончательно оформились к X в., до завоевания Ирландии англо-норманнами в XII в. Из числа героических саг выделяется своей значительностью цикл о Кухулине, чья жизнь отнесена к началу нашей эры. То было время, когда в Ирландии существовал строй с коллективной собственностью, кровной местью, огромной ролью магии в быту и общественной жизни, круговой порукой и авторитетом старейшин. Поэтому содержание ирландских саг изобилует эпизодами мелких набегов, грабежей, пограничных схваток, организованных походов («Похищение быка из Куальнге»). Против могучей и жестокой королевы Медб и ее мужа, привлекших на свою сторону мудреца и волшебника Курои, выступает король Конхобар, отличающийся красотой, грозной и величавой осанкой. Но подвиги совершает его племянник Кухулин, непобедимый в бою, — защитник чести и блага всего народа. Различные ирландские саги повествуют о его легендарной биографии — о чудесном рождении богатыря, о его успехах среди женщин, о его сватовстве и поездке в Шотландию, где проходит обучение тонкостям военного искусства, о проникновении в «потусторонний мир», о любви к богатырше Айфе и трагическом поединке с неузнанным сыном. Даже в старости Кухулин не утрачивает силы и совершает подвиг, обороняя один свою родину против целого вражеского войска. «Смерть Кухулина» — исполненная напряженного трагизма повесть о гибели во имя долга и чести. Образ Кухулина — это древний идеал доблести и нравственного совершенства, предтеча рыцарства. Фантастические саги строятся на вмешательстве волшебства и магии в дела и судьбы людей. В них говорится об ожидании смены веры («Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Кондла Ста Битв»), о плавании в чудесную потустороннюю страну («Плавание Брана, сына Фебала»), о беспомощности пленников морской стихии, полной разных диковин («Плавание Майль-Дуйна»), о делах, достойных всеобщего уважения («Повесть о Байле Доброй Славы»), о необычайной силе и превратностях любви («Любовь к Этайн»). В саге «Мудрость Кормака» показаны идеал правителя, мужание человеческого характера, превращение юноши в достойного мужа. Перечень достоинств начинается с того, какие обычаи способствуют совершенствованию: Я слушал лес, Я глядел на звезды, Я избегал тайн, Я молчал в толпе, Я говорил с людьми, Я был кроток на пирах, Я был горяч в бою, Я был нежен в дружбе, Я был великодушен со слабыми, Я был тверд с сильными. «Приключения Кормака в Обетованной стране» — вариант посещения смертным «блаженного мира», манящего к себе смельчаков и отпускающего их обратно с чудесными дарами. «Смерть Муйрхертаха, сына Эрк» признана «легендой любви и смерти» с живописной фантастикой и напряженным трагизмом. «Преследование Диармайда и Грайне» — первоисточник широко известного сюжета трагической любви Тристана и Изольды, исполненный духа авантюризма и сказочного вымысла. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2055
| |