Готфрид Келлер: обзор творчества писателя
Готфрид Келлер (1819—1890) родился в семье токаря, стойкого приверженца республиканских взглядов, обучался живописи в Мюнхенской Академии художеств. Вернувшись на родину, включился в борьбу швейцарской демократии против феодально-католической реакции. Литературную деятельность начал стихами о свободе. Роман «Зеленый Генрих» (1880), над которым Готфрид Келлер работал на протяжении более четверти века, завоевал мировую известность своими демократическими идеями и духом атеизма. «За политическое вольнодумство» царская цензура запретила ввоз этой книги в Россию. Главного героя романа — Генриха Лее прозвали Зеленым Генрихом, так как он до самой юности носил костюмы, перешитые из отцовской военной формы. В нем много автобиографических черт. Сын искусного ремесленника-каменотеса, увлеченный живописью, Генрих тяготеет к настоящему, подлинному искусству, но не находит к нему дороги и становится «меланхоличным и немногословным чиновником». Автор повествует о многочисленных столкновениях своего героя, правдолюбца и неудачника, с неприглядными сторонами жизни, о его любви к печальной, нежной Анне и веселой, деятельной Юдифи, о его стремлении обрести духовную зрелость. Скитания Зеленого Генриха изображены на фоне широкой картины быта и нравов Швейцарии и Германии начала и середины XIX в. Роман следует традиции воспитательской прозы, нацелен на нравственное совершенствование личности, поиски такого взгляда на жизнь, который открывает человеку путь к истине и счастью. Новеллистику Готфрида Келлера составляют несколько сборников 1856—1881 гг.— «Люди из Зельдвилы», «Семь легенд», «Цюрихские новеллы», «Изречение». Их идейный лейтмотив продиктован задачей воспитания в человеке сознания гражданина и гуманиста. Филистерские нравы и стяжательские инстинкты подвергнуты сатирическому осмеянию в новеллах сборника «Люди из Зельдвилы» («Три праведных гребенщика», «Кузнец своего счастья», «Платье делает людей» и др.). Симпатии автора отданы тем, кто способен умереть ради любви («Сельские Ромео и Юлия»). В «Семи легендах» писатель обращается к церковным сюжетам, чтобы вызвать осуждение религиозной мистики и восславить красоту жизни. Событиям исторического прошлого страны посвящены «Цюрихские новеллы», иногда окрашенные мягкой иронией. Воспроизводя народный быт, нравы и культуру разных эпох, Готфрид Келлер пытается найти примеры, подтверждающие действенность демократических идеалов. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 772
| |