"Гэндзи моногатари": описание романа из энциклопедии
«Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи») — роман Мурасаки Сикибу, японской писательницы XI века. Аристократка по рождению, она получила блестящее образование. Писать роман начала после смерти мужа, приблизительно в 1001 году. Уже известной писательницей пришла в свиту императрицы. Сочиняла стихи, вела дневник и продолжала работать над романом. Последняя запись в дневнике сделана в 1010 г. Считается, что в это время был завершен и роман. Существуют и другие версии окончания работ над романом — 1008, 1012, 1015, 1020 и 1022 годы. Мурасаки — псевдоним (настоящее имя — Фудзи Сикибу; Сикибу — чиновный ранг отца). «Повесть о блистательном принце Гэндзи» («Хикару Гэндзи моногатари» — под этим названием роман был известен в XII—XIII вв.) относится к золотому фонду японской художественной культуры. В нем дана детальная картина жизни и быта придворной аристократии эпохи Хэйан (X—XII вв.), именуемой по названию древней столицы Японии Хэйан (буквально — «мир и покой»), современный г. Киото. Примечательно заявление автора, что ее произведение — это художественно обработанная история, причем более правдивая, чем события, изложенные в исторических хрониках и повестях. Мурасаки определяет и метод своего произведения: моногатари (повествование, «рассказывание о делах мира») «описывает нам все, что случилось на свете (ё-ни ару кото), начиная с самого века богов. <...> Автор, конечно, не рассказывает так, как оно есть на самом деле (арино мамани), называя каждого своим именем. Он передает только то, что не в состоянии оставить скрытым в своем сердце; все, что видел и слышал в человеческой жизни в этом мире, — и хорошее и плохое». Но передавать «надо так, чтобы казалось: так оно и есть на самом деле». Роман «Гэндзи моногатари» грандиозен по объему (более 1000 страниц в современной перепечатке), сложен по содержанию и построению (действующих лиц в нем не менее трехсот). Главный герой Гэндзи, побочный сын императора, но отец не дает любимому сыну титула принца, чтобы уберечь его от тягот высокой участи. Он богат и красив. Хикару (блистательный) — так называют его все. И в то же время он простой подданный, не обремененный высокими обязанностями, и не стесненный придворным этикетом. Это позволяет ему искать приключения за пределами дворца, а автору раздвинуть рамки повествования. Основная тема романа — отношение мужчины и женщины хэйанской эпохи, когда считалось, что «женщины рождаются на светлишь для того, чтобы быть обманутыми мужчинами». Композиционно роман «Гэндзи моногатари» разбит на 54 главы, большинство которых посвящено жизни Гэндзи, рассказанной в хронологической последовательности, — от рождения и молодости с бесчисленными любовными похождениями, к поре зрелости и безмятежного счастья, после которого наступает время скорби и угрызений совести за юношеские прегрешения, и далее до старости и смерти в пятидесятидвухлетнем возрасте. Жизнь главного героя делится на «годы наслаждений», «годы славы» и «годы расплаты». После смерти Гэндзи и других главных персонажей повествование не заканчивается, как и сама жизнь, до тех пор, пока еще слышны «отголоски», эхо событий, связанных с жизнью и личностью блистательного принца. Подобный прием говорит не только о мастерстве автора, но и о его верности принципам жизненного правдоподобия. «Гэндзи моногатари» — образец совершенного японского языка «вабун», на котором создавались произведения в IX—XII вв. в противоположность японской литературе на китайском языке. Язык «Гэндзи...» можно поставить на один уровень с наиболее разработанными литературными языками мира. Оценка романа в японской критике не однозначна. Одни видят в нем дидактическое произведение, проповедующее буддийское учение о бренности земного существования, а другие считают его чуть ли не безнравственным романом. Но общепризнано, что «Гэндзи...» является непревзойденным памятником японской классической литературы, утверждающим основной принцип эстетики «моно-но аварэ» («печальное очарование вещей»), обращенной к миру непосредственного, естественно проявляющегося человеческого чувства. Эстетический принцип «моно-но аварэ» не ограничивается лишь эмоциональной сферой, в нем заключено и познавательное начало. В гармоническом сочетании лирического начала и широты художественного отражения действительности — непреходящее значение романа Мурасаки Сикибу. «Гэндзи моногатари» оказал огромное влияние на всю последующую литературу Японии, которая разрабатывала темы и сюжеты знаменитого романа. С точки зрения всемирной литературы это один из самых ранних образцов большого повествовательного жанра. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2613
| |