Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Фрэнсис Бэкон: обзор произведений философа

  • Статья
  • Еще по теме

Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) — писатель английского Возрождения, философ, моралист и политик, был младшим сыном в семье; дед его управлял овцеводческим поместьем, а отец достиг высокого поста лорда хранителя печати. Учился он в Кембридже, затем выполнял ряд дипломатических поручений во Франции, служил адвокатом, избирался депутатом палаты общин, где возглавлял оппозицию.

После смерти старшего брата Фрэнсис Бэкон унаследовал значительное состояние, получил место лорда-канцлера и титул барона Верулама и виконта Сент-Альбана. Выполнение государственных обязанностей не помешало ему создать на латинском языке «Новый Органон Наук» (1620) — основную часть философского трактата «Великое Восстановление Наук». Здесь автор провозгласил идею научного прогресса, мотивируя тем, что человек еще недостаточно познал себя и свои силы, поэтому назрела необходимость открыть разуму новую дорогу, разрушить рабское преклонение перед былыми авторитетами, овладеть властью над природой. Он призвал освободиться от ложных представлений — суеверий, самообманов — от «идолов рода» (предрассудков, присущих человеческой природе), «идолов пещеры» (заблуждений, свойственных индивиду), «идолов площади» (ложных понятий, слов, сковывающих мысль), «идолов театра» (порождений схоластического догматизма). Бэконовская классификация знания, относящая историю к области памяти, поэзию — к области воображения, философию — к области разума, легла в основу составленной французским просветителем Д. Дидро знаменитой «Энциклопедии».

В художественной прозе Фрэнсис Бэкон проявил себя как автор эссе, прообраз которых видел в творчестве французского философа М. Монтеня. С 1597 по 1625 г. Бэкон неоднократно переиздавал с дополнениями свой сборник «Опыты, или наставления нравственные и политические». Щедра их тематическая россыпь, о чем говорят названия очерков «Об истине», «О смерти», «О богатстве», «О счастье», «О красоте», «О занятиях науками» и т. п., нацеленных на нравственную ориентацию в поведении человека, на содействие практическому успеху в жизни. В эссе «О суеверии» писатель предпочитает суеверию атеизм, дающий человеку право на здравый смысл, а в эссе «О смутах и мятежах», «Об истинном величии королевств и республик» говорит об исторической миссии народа. Язык эссе Бэкона четок, лаконичен, в ткань своих произведений он охотно вплетает афоризмы и притчи как самостоятельные части композиции. Многие его изречения вошли в обиход культурного общения. В эссе «Об ученых занятиях» писатель намечает правило приобщения к культуре чтения: «Есть книги, которые надо отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевывать и переваривать».

В издании своих эссе под заглавием «О мудрости древних» (1609) Фрэнсис Бэкон включил комментарии к античным мифам. Из всех богов античного пантеона он отдавал предпочтение Пану. Для писателя именно Пан был олицетворением опыта, знания природы: ведь только ему удалось найти скрывающуюся Цереру — символ хлебного злака.

Значительным проявлением творческой активности писателя считается незавершенный утопический роман «Новая Атлантида» (1623—1624), впервые увидевший свет в 1627 г. В вымышленной стране, куда попадает корабль рассказчика, люди исследуют природу, чтобы подчинить ее своей власти, постигают тайные движения вещей и тем самым расширяют границы своего могущества, пока не станет доступным свершение всего возможного. Утопия Бэкона обрывается на описании ученой академии «Соломонова дома» — вместилища всего, чего достиг человеческий разум, — изобретений, открытий. На галереях здания расположены статуи тех, чей гений достаточно ярко проявил себя. Рядом с Христофором Колумбом стоят изобретатели корабля, артиллерии, пороха, алфавита, обработки металлов, способов изготовления стекла, шелка, сахара и других полезных вещей.

В отличие от Мора Фрэнсис Бэкон связывал свою мечту улучшения социальной жизни не с политическим переустройством строя, а с небывалым расцветом науки, с успехами просвещения. Он предсказал передачу на расстояние света и звука, сооружение лодок, плавающих под водой, и аппаратов, летающих по воздуху, изменения климата, повышение плодородия почв, появление новых видов животных и растений по воле человека, создание искусственных минералов и металлов, проникновение в тайну продления жизни.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 847