Франсуа Малерб: особенности творчества
Классицизм во Франции своими корнями уходит еще в деятельность Плеяды и как тенденция проявился в творчестве ряда поэтов конца 16 — начала 17 в. И все же Никола Буало, говоря о судьбах французской поэзии, имел все основания воскликнуть: «И вот пришел Малерб...». На этого поэта будут равняться писатели Франции 17 века, вне зависимости от избранных ими жанров литературы. Уже современники считали его законодателем в области языка и стихосложения. Франсуа Малерб (1555—1628) —прежде всего автор «высокой» лирики, посвященной судьбам Франции; его поэзия отличается удивительным единством ее пафоса и формы. В условиях абсолютистской государственности патриотизм и гражданственность сочетались с хвалой королевской власти. Однако подлинной страстью поэта была жажда мира и процветания отчизны. Отсюда выходы за пределы династической темы, обращение к правителям с призывом позаботиться о благе Франции. В одном из своих ранних шедевров, в «Молитве за короля, отправляющегося в поход на Лимузин» (1605), поэт посмел развернуть целую программу действий для монарха, ставя во главе угла Разум, Справедливость, соблюдение «равных для всех суровых законов». Эта идейная тенденция, характерная для классицизма во Франции начала 17 века, сохраняется и в дальнейшем, хотя с годами ее проявление не будет столь категоричным. У Малерба же, при том что в конце творчества к его политическому оптимизму примешаются горечь и сарказм, монархия осмыслена прежде всего как разумная сила. Идеализирующее начало в творчестве Франсуа Малерба сочетается с трезвой оценкой роли, уготованной личности в современном поэту мире. Лирический герой его стихов — человек, исполненный чувства собственного достоинства, готовый противостоять испытаниям и сохранить мужество жить, несмотря на осознание того, что сам он является лишь малой частицей мироздания, подвластной всемогущим надличным законам. Этот комплекс идей определяет отношение поэта к своему творчеству. Горделиво заявляя, что принадлежит к числу немногих художников слова, кто умеет сплести венок бессмертия из вечно зеленых лавров Аполлона, Франсуа Малерб не уподобляет себя пророку, высоко стоящему над аудиторией, а, напротив, говорит от ее имени, легко переходит от «я» к «мы», как бы подтверждая тем самым свое всегдашнее желание «быть, как все», которое он выражал в беседах с близкими ему людьми. Подобный пафос ощутим не только в политической, но и в философской и в интимной лирике, ясной по мысли и способу ее выражения. Поэт искал путей высветления поэтического текста, опираясь на «обычай», под которым он понимал прежде всего разговорную практику жителей Парижа и его окрестностей (т. е. домена французских королей), лишь до известной степени скорректированную речевыми навыками двора и требованиями, предъявляемыми к языку в аристократических литературных салонах. Поэзия Франсуа Малерба утвердила классицизм в его французском варианте с его исторически обусловленными темами, типом героя, авторской позицией и естественностью связи с живыми языковыми формами той области Франции, которая была ядром крепнущего единого государства. От Малерба берет начало великая традиция, закрепленная лишь отчасти трудами его учеников. Подлинными наследниками этой традиции станут великие драматурги-классицисты Корнель, Мольер, Расин. Источник: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1987 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2507
| |