Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Эпос "Давид Сасунский": описание из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Давид Сасунский» («Сасунци Давид») — героико-патриотический эпос армянского народа. В 1939 г. в Армении было торжественно отмечено тысячелетие эпоса «Давид Сасунский». Но, естественно, эта дата весьма условна. В основном, эпос о сасунских богатырях сформировался в VIII—IX вв. в период арабского завоевания Армении, его историческо-тематическое ядро — борьба армянского народа против иноземного ига.

Эпос тесно связан с древнейшими армянскими мифами и сказаниями, отголоски которых сохранились в «Истории Армении» историка и писателя V века Мовсеса Хоренаци. Эпос складывался устно и распространялся народными сказителями-«гусанами», постоянно пополняясь новыми песнями и сюжетами. Впервые один из вариантов эпоса был записан и опубликован армянским ученым-фольклористом Гарегином Срвандзтяном в 1874 г. под названием «Давид Сасунский, или Дверь Мгрера». После было записано еще множество вариантов, наиболее ценные из которых были изданы на армянском языке, с сохранением диалектных особенностей сказителей, под общим заглавием «Сасна Црер» (т.1—1936 г.,т.2, ч.1 — 1944 г., т.2, ч.2 — 1951 г., т.З — 1979 г.). В 1939 г. армянские ученые подготовили и издали сводный текст эпоса, использовав лучшие варианты народных сказаний. Этот текст до сих пор считается каноническим. Одновременно с работой над сводным текстом готовился и его русский перевод, над которым работали В. Державин, А. Кочетков, К. Липскеров, С. Шервинский. До этого некоторые эпизоды из вариантов «Давида Сасунского» были переведены В.Я. Брюсовым и М.Л. Лозинским. Русский перевод сводного текста был издан в 1939 году.

В 640 г. арабы вторглись в Армению и захватили город Двин. К началу VIII века вся Армения оказалась под властью халифата. Страна с богатейшей и древнейшей культурой была разорена и разграблена. Но армяне не хотели мириться с присутствием захватчиков — снова и снова в разных районах вспыхивали восстания. Наиболее активное участие в борьбе приняли жители неприступного Сасуна — страны гор и исполинов. Как сообщают источники, в восстаниях 749—752 и 850-852 гг. горцы успешно бились с арабами. Вероятно, эти события и стали поводом создания эпоса о сасунских богатырях. Но этим историчность эпоса исчерпывается — гипотезы исследователей, отождествляющих героев эпоса с какими-либо конкретными историческими личностями, не находят подтверждений.

«Давид Сасунский» — энциклопедия быта, нравов, мировоззрения армянского народа, его представлений о природе, любви, нравственности. Язык и стиль эпоса отличаются образностью, прямотой и меткостью, яркими и живыми характеристиками действующих лиц.

Сводный текст «Давида Сасунского» состоит из четырех разделов (буквально: «ветвей»), каждый из которых посвящен одному поколению сасунских витязей. Легенда о рождении и жизни Санасара и Багдасара — родоначальниках Сасуна — типичный вариант богатырской генеологии, распространенной в мифологии всех народов. К древнейшим сюжетам эпоса относится и имеющая аналогии в мифах Европы и Азии легенда о прикованном к скале герое, использованная в сказании о Мгере Младшем в четвертой ветви. Миф о Прометее широко распространен у народов Кавказа с глубокой древности; вероятно, отсюда он был занесен и в Грецию. Артавазд у армян, осетинский Артавыз, абхазский Абрскил, грузинский Амирани — все они, почти забытые у своих народов, в образе и под именем Прометея, ушедшего в скалу Мгере, получили всемирную известность. Эпос, как бы поздно он не был записан, останется надежным документом, свидетельством и хранителем следов древнейших представлений человека о мире. Жена халифа Цовинар рождает, зачав от моря, близнецов Санасара и Багдасара. (Также древнейшая ассиро-вавилонская богиня Тиамат родила богов Лахаму и Лохму.) Здесь отразились древнейшие представления о море, как о первопричине зачатия. Немало в эпосе и отголосков из времен матриархата: отсюда героини-богатырши, сами выбирающие себе мужей. Рассказы о чудесном рождении сасунских близнецов, приключениях богатырей — брачные состязания, схватки с вишапами и дэвами — много старше основного сюжета (эпоса борьбы с арабским владычеством). Да и образ младшего из героев — Мгера, который был старше своего отца и деда, пришел из самых архаических глубин индоевропейских мифологий.

Эпос «Давид Сасунский» создавался в стране, которая одной из первых приняла христианство во времена, когда древняя культура находилась под угрозой гибели от мечей чужеземцев. Поэтому архаичные мотивы христианизировались: сила и неуязвимость богатырей — от воды и креста: Богоматерь является во сне Санасару и наделяет его силой Ратного креста, и ангелы прикладывают этот крест к его деснице. Главный герой эпоса — Давид — был убит, потому что за измену клятве он лишился силы Ратного креста и его оставила Богоматерь. Как свидетельство силы и независимости Сасуна отстраивает Давид храм, положив в его основание меч. Для героев эпоса — христианство и родная земля связаны теснейшим образом, но это не мешает богатырям иногда высказываться о религии иронично. В эпосе «Давид Сасунский» немало эпизодов, где высмеиваются служители церкви. Например, последний из сасунских героев Мгер переименовывает Храм Жертв в Храм Предательств, так как игумен этого храма предал Мгера. Армянский народный эпос не знает национальной розни, хотя и изображает победу над чужеземным врагом. Нельзя ненавидеть человека только за то, что он араб: «Ведь часто армянин арабу брат, в гости ходят друг к другу и рады помочь...». Исмаил-ханум, правительница враждебной армянам державы, оказалась наделена многими чертами, возвеличивающими ее как человека. Особенностью эпоса о Давиде Сасунском является то, что он не знает примитивного деления героев на положительных и отрицательных, изображая характеры сложные, многоплановые.

Центральное место в эпосе занимает образ Давида. Не все сказители сказывают эпос целиком, но ветвь о Давиде они никогда не пропускают. И Давиду — доблестному воину, борцу за независимость своей страны принадлежит призыв: «Доколь вы живы — не знайте войны». В этом главный смысл эпоса: подвиги не ради подвигов, битвы не ради битвы, а ради долгой мирной жизни.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3241