Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Эмиль Золя: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Эмиль Золя (1840—1902) родился в семье талантливого инженера, уроженца Венеции, строителя одной из первых железных дорог в Европе. Его детство прошло на юге Франции. После смерти отца трудное материальное положение мешает Эмилю Золя получить образование, он поступает на работу на таможенный склад в Париже, а затем в крупное книжное издательство, выступает хроникером, литературным критиком в газетах, печатает романтические стихи в духе А. де Мюссе и В. Гюго или пронизанные сатирической иронией в традициях Рабле и Вольтера. Отдает он дань и лафонтеновскому юмору.

В 70-е гг. при посредстве И. С. Тургенева он печатает в петербургском журнале «Вестник Европы» ряд литературных статей и публицистических очерков. Писатель находился в оппозиции к бонапартистскому режиму и демагогическим декларациям Наполеона III. Недоверие к политическим формам борьбы с социальным злом породило увлечение естественными науками, в том числе и физиологией в ущерб социологии, что выразилось затем в нападках на романтизм и в апологию натуралистических экспериментов.

В последние годы своей жизни писатель смело выступает в защиту французского офицера Дрейфуса, ложно обвиненного в государственной измене и шпионаже для Германии. В гневном письме к президенту Французской республики «Я обвиняю» он доказал, что сфабрикованное дело стало поводом к усилению реакции во Франции. Угроза политических репрессий вынуждает писателя на некоторое время покинуть Францию, но голос его не удалось заглушить.

Слава романиста пришла к Эмилю Золя с опубликованием романа «Тереза Ракен» (1867), где причиной нравственного зла, несомого женщиной, объявлялась ее преступная наследственность. То была дань биологизму, перенесенному из естествознания в сферу социальной жизни и, в частности, в семейные отношения. Эмиль Золя решил продолжить французских просветителей, чью деятельность называл «великим экспериментальным и аналитическим движением XVIII века», и с опорой на эволюционную теорию Дарвина и философию позитивизма, утверждавшую задачей науки чистое накопление фактов, провести изучение природы человечества, отсюда и термин «натурализм».

Идея «человеческого документа» как носителя объективности и бесстрастности легла у Золя в основу научного исследования действительности художественной практикой. К счастью, писатель в своем художественном творчестве отступал от натуралистического самоограничения, а усиленное внимание к биологическим проявлениям личности нередко и обоснованно переключал на остроту конфликта труда и капитала, сменяя бесстрастность констатации факта резким социальным обличением его, окрашивая протокольную документальность романтической символикой. Гражданская позиция писателя направлена против несправедливости и бесчеловечности, он симпатизировал человеку-труженику.

Замысел цикла романов «Ругон-Маккары», заключавшийся в том, чтобы показать «естественную и социальную историю одной семьи во время Второй империи», был продиктован двойной задачей: изучить «физиологического человека» и исследовать среду его обитания. Эмиль Золя, по существу, сделал для развития реалистического романа то же, что и Бальзак в «Человеческой комедии», расширив круг жизненных наблюдений и усилив критическое отношение к существующим ценностям. Публикация «Накипи» вызвала даже судебный процесс из-за того, что у непривлекательного персонажа романа оказался однофамилец в лице одного провинциального буржуа. И причина всему этому — не сгущение натуралистических красок в изображении реальности, а социально-обличительная сила таланта писателя, оскорблявшая истиной слух и зрение самодовольной буржуазии.

«Карьера Ругонов» (1871) — первый роман двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары» (1871 —1893). Он воспроизводит социальную атмосферу Второй империи. Здесь начинается история семьи, различные представители которой участвуют в событиях романов серии. Аделаида, единственная дочь богатого огородника в Плассане, осиротев, вышла замуж за батрака, расчетливого крестьянина Ругона, и родила сына Пьера. После смерти мужа она вновь выходит замуж за контрабандиста, пьяницу-бродягу Маккара. В этом браке у нее рождаются двое детей — Урсула и Антуан. Потомки этой семьи в силу жизненных обстоятельств проникают во многие слои общества — становятся свидетелями или носителями нравов в среде чиновников, дворян, буржуа, крестьян, духовенства.

Головокружительную карьеру во время бонапартистского переворота в 1851 г. делает Пьер Ругон, приняв самое активное участие в кровавых событиях во французском провинциальном городке Плассане — подавлении революционного восстания. Эти же события отозвались для простых людей — влюбленных Мьетты и Сильвера, опьяненных молодостью и красотой природы, похоронным звоном по их счастью, надеждам, принесли трагедию смерти. Возвышение Ругонов началось с тризны по убитой республике: «Эти неудовлетворенные, тощие хищники, получив наконец доступ к радостям жизни, приветствовали новорожденную Империю, наступающий час дележа трепещущей добычи».

В «Ругон-Маккарах» видна социальная перспектива нравственного краха торжествующей власти, которая раздирает поверженный труп республики («Добыча», 1871), погрязла в позорных дрязгах политиканства («Его превосходительство Эжен Ругон», 1876), не брезгуя преступными интригами духовенства («Завоевание Плассана», 1874), растлевая и личность мещанина («Накипь», 1882), и трусливых сановников, пресмыкающихся у ног проститутки, олицетворяющей в эпопее Золя мишуру и гниль политического режима и распад моральных и семейных устоев («Нана», 1880), уродуя естественную привязанность к земле собственническим эгоизмом («Земля», 1887). Гигантский натюрморт потребительского общества, лишенного духовности ненасытным чревоугодием, красочно изображен писателем в романе «Чрево Парижа» (1873). Не случайно центральный рынок — символ собственнической жажды — через сто лет после появления романа был снесен, а на его месте воздвигнут Бобур — центр культуры Помпиду. Такова подчас действительность сатирического гротеска. Разнузданность низменных животных инстинктов в человеке несет в себе преступление машиниста, одержимого болезненной страстью к убийству («Человек — зверь», 1890).

Но этому обесчеловечивающему миру противостоят ценности, с которыми связаны надежды на обновление. Во-первых, это искренние, подлинные чувства, возвышающие человека над темными сторонами жизни («Страница любви», 1878; «Мечта», 1888). Во-вторых, сила художественной правды и совести. В-третьих, это способность человека возмущаться и противостоять обстоятельствам.

Смятенная душа художника, который не хочет примириться с прозой жизни, предстает на страницах романа «Творчество» (1886). Клод Лантье приезжает с юга Франции в Париж, чтобы здесь, в центре культурной жизни, добиться успеха в живописи. История Клода и его друзей юности — Сандоза, мечтающего о славе писателя, и Дебюша, собирающегося стать архитектором, — это цепь конфликтов с ограниченным пониманием искусства, иногда накладывающим табу на то, что шокирует обывательское сознание. Эмиль Золя показывает и итог, к которому подводят художника годы отчаянной борьбы за право на свое видение мира.

В рукописях Золя сохранилось до двадцати вариантов названий его лучшего романа, в числе которых были и такие: «Дом трещит», «Сгнившая крыша», «Кровавые всходы», «Подземный огонь». Но в них не ощущалась достаточно явственно оптимистическая нота человеческого бытия. Наиболее удачной оказалась для автора мысль о разрушающем революционном толчке и вместе с тем о грядущих цветущих всходах, которая прозвучала в названии «Жерминаль» (1885) («месяц завязи», пробуждения природы, седьмой, весенний месяц республиканского календаря). Оно точно выразило замысел писателя показать пробуждение классового самосознания пролетариата, весеннюю пору борьбы рабочих масс за свои права. Эмиль Золя обратился к жизни шахтеров, тех, кто в подземном сумраке, невидимом мире добывает свет и тепло самой жизни. Главный герой романа — шахтер Этьен Лантье, правнук Аделаиды Ругон-Маккар. Повествуя о его нелегкой судьбе, о нищенском существовании шахтерской семьи Маэ, где работают все — от старика-деда до подростка Жанлена, автор создает впечатляющую картину жестокой эксплуатации и ее неизбежных спутников — пьянства, грубости, которые втаптывают в грязь достоинство рабочих, а также ненависти, выливающейся в массовое выступление за свои права. Забастовка шахтеров — центральное событие романа — оканчивается поражением, но хозяева шахт добывают себе спокойствие с помощью войск; это лишь временная мера облегчения, чреватого неуверенностью и тревогой.

Трудовому люду — парижским ремесленникам посвящен и роман «Западня» (1877). Прачка Жервеза, дочь Антуана Маккара, и кровельщик Купо соединяют свои жизни, и первое время молодая семья существует в довольно сносных условиях, правда, ценой упорного труда. Но первое же тяжелое испытание — несчастный случай, происшедший с Купо и обрекающий его на вынужденную праздность, — приводит к распаду семьи, завершающемуся расцветом пороков, нищетой и голодом.

Одно из наиболее читаемых произведений Эмиля Золя — «Дамское счастье» (1883) — это, по словам автора, своеобразная поэма о современной действительности, противостояние пессимизму, меланхолии того, что связано с могучей созидательной силой, с радостью рождения нового. Роман звучит как гимн «веку действия и победы, веку усилий во всех смыслах». Его драматический конфликт был поначалу близок роману А. Доде «Фромон младший и Рислер старший», но в реализации своего замысла Эмиль Золя центр тяжести перенес с любовной коллизии на денежную интригу, поставив в центр повествования, говоря его словами, «большой магазин, поглощающий, подавляющий всякую мелкую торговлю в целом квартале». Наступление крупного капитала на все сферы жизни воплотилось писателем в образе и действиях Октава Муре — преуспевающего дельца, владельца большого парижского универсального магазина «Дамское счастье», хищника, безжалостно эксплуатирующего служащих этого магазина и разоряющего мелких торговцев в своей округе.

Автор поэтизирует активность, энергию и фантазию Октава Муре, прибывшего в Париж, чтобы завоевать его, и с этой целью женившегося на владелице небольшого магазина новинок, но затем овдовевшего и ставшего полновластным хозяином уже процветающего коммерческого предприятия. В романе Муре увиден глазами влюбленной в него девушки, умной, доброй и скромной работницы Денизы. Ее образ навеян знакомством автора с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Утопические идеи фурьеризма, проникшие в произведения Эмиля Золя, как раз связаны с попытками Денизы на правах супруги Октава Муре добиться улучшения положения трудящихся и тем самым решить главную проблему уже XX в .— противоречия между трудом и капиталом. Таким образом, остроту критики в адрес циника и стяжателя Октава Муре Эмиль Золя свел к одному из вариантов утешительной сказки о Золушке, сняв, следовательно, напряженность драматизма социальной ситуации, и в этом уступил Бальзаку в силе и масштабе художественного обобщения.

Одушевление предметного мира с его красотой и изобилием передает ощущение власти вещей над человеком и вносит в повествование взволнованную лирическую интонацию, поэтизирует «документы» жизни и как бы предвосхищает чередование крупных и мелких планов, символику деталей и смену ритмов, т. е. принцип кинематографического монтажа.

Роман «Деньги» (1891) прямо вводит в мир биржевых спекулянтов периода Второй империи (время действия романа 1864—1868 гг.). Яркий представитель этого мира Аристид Саккар — крупный финансист, который втягивает в свои денежные махинации тысячи доверчивых людей и в конце концов разоряет их. Роман дает яркую картину «эпохи безумия и позора», когда темные финансовые аферы стали главной пружиной жизни буржуазии. Свободе эгоистических страстей Эмиль Золя противопоставляет бескорыстие Сигизмунда Буша, увлеченного идеей социализма и мечтающего о том времени, когда не будет ни собственности, ни денег.

В романе «Разгром» (1892), обращаясь к событиям франко-прусской войны 1870—1871 гг., писатель как бы поставил хронологическую точку в своей эпопее. Он не только вскрыл причины поражения французской армии — бездарность военачальников, авантюризм в политике, корыстолюбие тех, для кого личные интересы выше долга перед родиной. С большим вдохновением Эмиль Золя изобразил героизм простых солдат, в том числе капрала Жана, выходца из семьи Ругон-Маккаров, и посвятил яркие страницы событиям Парижской коммуны. Это было уже исторической прелюдией ко всему тому, что выражал бонапартистский режим Второй империи. Финальный роман серии «Ругон-Маккары» — «Доктор Паскаль» (1893) обращен уже к грядущим временам. Идеи этого романа развернуты в следующем цикле романов — «Три города». Герой этой трилогии интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и обнаруживает у ее истоков эксплуатацию невежественной толпы, беспринципную торговлю «чудом» («Лурд», 1894), затем произвол ватиканского духа интриг и наживы («Рим», 1896) и, наконец, воскресение человека в труде и науке («Париж», 1898).

«Четвероевангелие» — серия романов, в которых нравам собственничества противопоставлена утопическая программа социального благополучия. Обновление, словно новые апостолы Матвей, Лука, Марк и Иоанн, несут дети Пьера Фромана: Матье — семье, Люк — городу, Марк — нации. Последний роман тетралогии — «Справедливость» остался незавершенным и должен был поднять проблему до общечеловеческого масштаба.

В романе «Плодовитость» (1899) идет речь о безнравственности буржуазной семьи, отказывающейся из-за корыстно-эгоистических соображений иметь детей. Эмиль Золя изображает многодетных родителей Матье и Марианну Фроманов, делая их убежденными защитниками идей о нравственном и физическом здоровье большой семьи, о значении увеличения народонаселения для страны, для всего человечества.

«Труд» (1901) — роман-утопия, основанный на учении социалиста-утописта Ш. Фурье и отражающий взгляды Эмиля Золя на социализм как на царство справедливости, достигнутое мирным путем. Свободный творческий труд становится законом жизни, правителем мира. Писатель показывает, как инженер Люк Фроман (брат Матье Фромана, героя романа «Плодовитость») при поддержке богатого ученого-изобретателя возводит город новых социальных отношений, усовершенствованной техники.

В романе «Истина» (1902) автор стремится показать зависимость человеческого прогресса и всеобщего счастья от уровня образования. Учитель сельской школы Марк Фроман, брат героев двух предыдущих романов, борется за восстановление истины в судебном процессе над учителем Симоном, который был обвинен в зверском убийстве маленького школьника Зефирена.

Вклад Эмиля Золя в историю культуры оценен по достоинству. Г. де Мопассан видел в нем «революционера в литературе, то есть яростного врага всего устаревшего». В том же русле шли оценки Л. Н. Толстого, М. Твена, Б. Шоу, Т. Манна, А. Барбюса, Р. Роллана, Л. Арагона. А. Франс в лице Эмиля Золя видел «этап в сознании человечества».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1852