Элиза Ожешко: биография и творчество писательницы
Элиза Ожешко (Павловская, 1842—1910) родилась в деревне, около города Гродно, в семье знатного шляхтича, участника польского национально-освободительного движения, воспитывалась в варшавском пансионе-монастыре. В шестнадцатилетнем возрасте вышла замуж за помещика Петра Ожешко, уехала вместе с ним в имение, находившееся в Гродненской губернии, во время подготовки реформы освобождения крестьян от крепостной зависимости приняла сторону крестьян и, чтобы чувствовать себя полезной обществу, открыла школу для деревенских детей. Во время событий 1863 г. с риском для жизни помогала повстанцам, прятала в своем доме одного из вождей восстания Р. Траугутта и в своей карете переправила его в Польшу. После поражения восстания дом Ожешко был разрушен; имение конфисковано, муж и родственники были сосланы в Сибирь. Элиза Ожешко переезжает к отцу, а затем в Варшаву, где ей всюду отказывают в работе. Тогда она пробует писать романы, но, недовольная собой, сжигает рукописи. Маленький рассказ «Картина из голодных лет», опубликованный в одном из журналов в 1866 г., открывает ей дорогу в литературу. Это было взволнованное описание трагической судьбы обитателей жалкой лачуги возле богатого дома, где всегда царит пьяное веселье. С помощью друзей и знакомых Элиза Ожешко организует в Вильно издание и продажу польских книг, привлекает в свой круг М. Конопницкую и Ю. И. Крашевского, но напуганная полиция конфискует издательство и его продукцию, а Ожешко привлекают к суду за нарушение цензурного устава и обязывают дать подписку о невыезде. Писательница, не считая нескольких зарубежных поездок, прожила в Гродно до конца своих дней, здесь создала свои лучшие произведения. Правдивость, искренность, горячее сочувствие угнетенным и обездоленным, обличение бездушия и лицемерия верхов общества — таковы характерные черты ее реалистического творчества. В романе «Марта» (1873) Элиза Ожешко обрисовала унизительное положение женщины. Марта — молодая вдова, оставшаяся без средств к существованию, не подготовленная к самостоятельности, — гибнет, не будучи в состоянии прокормить себя и больного ребенка. Роман «Господа Помпалинские» (1876) —сатира на аристократическую традицию во что бы то ни стало сохранить «чистоту» своего древнего рода. Писательница рассказывает историю неудавшейся женитьбы бесхитростного юноши Цезария Помпалинского на бедной и незнатной шляхтянке, против которой восстают все его спесивые родственники. С сарказмом рисует Ожешко портреты этих представителей аристократической ветви рода Помпалинских, высмеивает неуместную заносчивость разорившихся шляхтичей, приживалов старой богатой генеральши Цецилии Орчинской. Основная коллизия «Господ Помпалинских» повторяла историю неудачного замужества героини повести «В провинции» (1868) молодой шляхтянки Винцуни Неменской, ради взбалмошного красавца расторгшей помолвку с умным и добрым Болеславом Топольским, воплощением долга, трудолюбия, высокой нравственности. Точно такая же ситуация и в повести «Последняя любовь» (1867), где идеал человека-труженика — инженер Ровицкий. Действие романа «Меир Езофович» (1878) происходит в еврейском местечке, где евреи-богачи содержали в жалкой нищете своих единокровных тружеников. Меир Езофович восстает против мрачных сил буржуазного национализма и клерикализма, ратует за просвещение трудового народа. Вершина творчества Элизы Ожешко — три повести: «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» (1888), воссоздающие страшную картину угнетения белорусских крестьян польскими панами, кулаками, чиновниками во второй половине XIX в. О горькой судьбе батрачки Кристины, у которой обманным путем выманивают деньги, скопленные ею многолетним тяжелым трудом, рассказано в повести «Низины». Изображение трагических последствий власти невежества и суеверий, приводящей четырех крестьян к преступлению, — содержание повести «Дзюрдзи». История безрадостной жизни рыбака Павла Кобыцкого, человека редких великодушия и благородства, скрытых под грубоватой оболочкой «мужика», развертывается в повести «Хам». Роман «Над Неманом» (1887) отражает пореформенный период, когда выявилась обреченность феодального уклада. Представителям земельной аристократии, морально растленной и враждебной народу, противостоят небогатый помещик Корчинский и его сын Витольд, сочувствующие крестьянам, а также молодая девушка Юстына Ожельская, которая порывает со своим кругом и выходит замуж за землепашца Яна Богатыровича, потомка обедневшего шляхетского рода. Сословная спесь шляхты, ее презрение к людям труда обличаются писательницей в романе «Благородные» («Bene nati», 1891), поведавшем о печальной судьбе Саломеи Осипович, разлученной родными со своим женихом, лесничим Ежи Хуткой, из-за того что он «безземельный мужик». Спесивый князь Оскар, мнящий себя просвещенным человеком, герой романа «Прерванная идиллия» (1896), обнажает в ходе сюжетного развития свою внутреннюю пустоту и беспримерный эгоизм. Роман «Аргонавты» (1899) посвящен рыцарям наживы, «аргонавтам» XIX в., видящим смысл жизни в накоплении богатства. Центральный персонаж романа — миллионер Дарвид, цивилизованный хищник. Человек неуемной энергии, он строит свое благополучие на непосильном труде рабочих, но счастье не сопутствует ему. Трагически складывается судьба его семьи — гибнет любимая дочь Кара, не в силах вынести лжи и лицемерия, несчастны его жена Мальвина и старшая дочь Ирена. Трагичен и финал самого Дарвида, понявшего бессмысленность своего существования. В новеллистике, которую Элиза Ожешко создавала на протяжении многих лет, преобладают те же темы, что и в ее романах, — горькая судьба обреченных на голод и вымирание крестьян («В голодные годы», «Тадеуш» и др.), непосильный труд и нужда городской бедноты («Юлианна», «Нерадостная идиллия»), унизительное положение интеллигенции («Панна Антонина», «А… В... С...»), чванство и высокомерие шляхты («Сильфида», «Добрая пани») и т. п. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 767
| |