Эдгар Аллан По: биография и творчество
Эдгар Аллан По (1809—1849) — поэт, прозаик, критик, родился в актерской семье, рано потерял родителей и был взят на воспитание богатым коммерсантом Алланом, учился в Англии и Виргинском университете в США, но не закончил его. Творческий путь он начинал стихами, которые не прекращал писать до самой смерти. Он прожил недолгую жизнь — материальные лишения, травля, болезни, богемная беспорядочность, смерть любимой жены и алкоголь подорвали его здоровье и привели к преждевременной кончине. Кроме поэзии в литературном наследии несомненным богатством является его новеллистика, в которой проявились его исключительная изобретательность в построении острого сюжета, увлекательность фантазии, трагичность колорита в изображении загадочных и необыкновенных происшествий, тонкость в раскрытии душевных терзаний, увлеченность фантастикой и четкость логического мышления. Используя многокрасочную палитру изобразительных средств, Эдгар По достиг виртуозности повествовательного мастерства. Сам писатель так характеризовал тайну творческой индивидуальности своих произведений: «Вы спрашиваете меня, в чем состоят их характерные особенности. В нелепостях, доведенных до гротеска, в страшном, которому придан оттенок ужасного; остроумие, возведенное в степень бурлеска, необыкновенное, превращенное в странное и таинственное». Романтик по мироощущению и по воле личной трагической судьбы, он стал зачинателем детективного рассказа в мировой литературе. Произведения его, в подавляющем большинстве созданные в 40-е гг. XIX в., были протестом против обыденности существования в буржуазной Америке — иссушающем все человеческие чувства деловом мире купли-продажи. Драматизм сюжета с тщательностью воспроизведения деталей и логический ход мысли героя-детектива позволили писателю проникнуть в скрытую суть явлений окружающего мира и выявить там неведомые ранее аномалии. В этом дразнящая привлекательность детективных историй, рассказанных Эдгаром По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Украденное письмо», «Золотой жук», «Ты еси муж, сотворивый сие!»). В некоторых из новелл действует Огюст Дюпен, сыщик-любитель, получающий удовольствие в распутывании хитросплетений обстоятельств и людей. Дань готическому жанру ощутима в ряде новелл Эдгара По, где он проявил себя мастером «страшного рассказа». Однако нагнетание ужасов происходит в силу разных причин — проявления патологических страстей, измененной психики, напряженной, бесконтрольной аналитической мысли («Черный кот», «Бес противоречия», «Падение дома Ашеров», «Преждевременные похороны», «Бочонок амонтильядо», «Прыг-Скок», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Маска Красной Смерти»). Неистощимо многообразна фантастика Эдгара По, вызывавшая неподдельный восторг у Ф. М. Достоевского. Внешнее правдоподобие в ней усугубляет страх перед чем-то чудовищным, сверхъестественным. В «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» герой встречается с кораблем мертвецов, огненным чудовищем. «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» (1835) — фантастический отчет, пародирующий распространенные в то время описания невероятных путешествий на Луну. Загадочное, необъяснимое находит писатель в чувствах, пороках и слабостях людей, что дает ему богатую почву для фантазий и размышлений. Корабль-привидение («Рукопись, найденная в бутылке»), дьявольский конь («Метценгерштейн»), гротескная ситуация («Без дыхания», «Король Чума»), оживленный труп («Разговор с мумией», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром») — способны поражать своей мрачностью. Однако пессимизм, свойственный автору, — это безнадежность и отчаяние, вызванные его трагическим восприятием противоречий собственнического мира. Не чужды писателю и самоирония в изображении фантастического («Ангел необъяснимого»), и пристрастие к забавному анекдоту («Очки»), откровенная полемика, веселый юмор и сатирический сарказм («Надувательство как точная наука», «Черт на колокольне», «Как писать рассказ для „Блэквуда"», «Литературная жизнь Каквас Тома, эсквайра», «Делец» и др.). Всемирный резонанс художественные открытия Эдгара По получили в творчестве его многочисленных последователей XIX в.— француза Э. Габорио, англичан У. Коллинза, А. К. Дойла, американца А. К. Грина. В многообразии детектива выделилась «научная» линия, тяготеющая к «вещественным уликам», — О. Фримен, Ф. У. Крофте (Англия), и шутливая линия, апеллирующая к догадке, к подсознанию, к психике преступника, — Г. К. Честертон, А. Кристи (Англия). Крупными мастерами жанра стали Г. Лерд, Ж. Сименон (Франция), Э. Уоллес, Э. К. Бентли, Г. К. Бейли, Д. Сэйерс, А. Баркли (Англия), Н. Марш (Новая Зеландия), С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин (псевдоним Ф. Даннея и М. Б. Ли), Д. X. Чейз (США). В нашей стране в жанре детектива выступали многие писатели, начиная с М. Шагинян до А. Адамова, П. Атарова, Р. Кима, Л. Овалова, Л. Шейнина, А. Ваксберга, бр. Вайнеров, Н. Леонова, Ю. Семенова и т. д. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1163
| |