Джордж Элиот: обзор творчества писательницы
Джордж Элиот (1819—1880) — псевдоним писательницы Мери Энн Эванс. Она выросла в семье фермера, отсюда ее особое внимание к быту и нравам простого люда провинции. Духовные интересы Элиот находятся в области философии и литературного мастерства Руссо и Жорд Санд. Увлечение журналистикой заставляло ее обращаться к проблемам долга и совести и с этих позиций освещать современную ей действительность, соответственно воспринимать будничные заботы, подлинное горе, проблемы честной бедности. Все, выходящее за рамки повседневности, для Элиот выглядит чуждым, нарочитым и даже вульгарным. Незначительность героев трогает писательницу прежде всего контрастом с возможностями, которые заложены в человеческой природе, и потому Джордж Элиот склонна к протесту против действительности, основанной на социальном неравенстве, уродующем и принижающем людей, обрекающем их на мелочность поступков и серость мыслей. Трагедия Мэгги Телливер, героини романа «Мельница на Флоссе» (1860), вызвана именно тем, что она не такая, как девушки ее круга, которых она духовно переросла. Кроме того, Мегги, дочь владельца мельницы, полюбила жениха своей двоюродной сестры. И хотя она подавила в себе это чувство, общественное мнение осудило ее и вынудило покинуть родительский дом. Зато преуспевает ее брат Том. Следуя практической смекалке, он возвращает семье мельницу, утраченную разорившимся отцом. Судьбы сестры и брата скрещиваются в финале романа. Бескомпромиссность одной и благонравие другого приводят их к взаимопониманию, но чувство реальности подсказывает автору иную развязку — символическую картину наводнения, в котором оба погибают. Симметричное противостояние добра злу характерно для другого романа Элиот — «Сайлес Марнер» (1861). Действие происходит в начале прошлого века в небольшом местечке Рейвлоу, обитатели которого довольствуются убогими развлечениями, бесчисленными спорами, бесконечно повторяющимися нудными разговорами. Здесь нашел пристанище ткач Сайлес Марнер, одинокий человек, разочарованный в боге и людях, бежавший из родного города в деревню, где он прослыл колдуном. Джордж Элиот раскрывает высокие моральные качества своего героя, который приютил и вырастил бездомную девочку Эппи. Особого драматизма повествование достигает тогда, когда Эппи узнает тайну своего рождения, связанную с помещичьим семейством Кессов, и встает перед выбором — либо жизнь богатой леди, либо полное забот существование в бедной лачуге Марнера. Конфликт грозит обернуться жестокой драмой, но Джордж Элиот не допускает его логического завершения. Пытаясь установить равновесие между несправедливостью и безнравственностью богачей и душевным благородством людей скромного труда, она сводит ситуацию к победе высокой нравственности над силами зла. В своем лучшем романе «Мидлмарч» (1871 —1872), перенеся действие в вымышленный провинциальный город, писательница разрабатывает тему выбора жизненного пути. Неудачно сложившиеся судьбы во многом зависят от того, какое решение в ответственный момент принимает сам человек. Не нашли друг друга в свое время Дороти Брук и Терциус Лидгейт. Много добра хотела сделать незаурядная девушка Дороти. Выйдя замуж за крупного ученого, она мечтала стать ему верной помощницей, но вскоре убедилась в том, что близкий ей человек достоин презрения за свой узкий педантизм и мнимые заслуги перед обществом. Безысходна и ситуация, в какую попадает обаятельный молодой врач Лидгейт. Мимолетное увлечение дочерью богача Розамундой Веенси побуждает его сделать роковую ошибку — жениться на ней. С этого дня он втягивается в обывательские заботы о деньгах, которых постоянно не хватает его взбалмошной супруге, и становится модным врачом. Таким образом, автор романа подводит к мысли о том, что благие намерения в собственническом мире, не подкрепленные волей и действиями, остаются всего лишь иллюзиями. Особую остроту этому выводу придает обстановка политической борьбы за избирательную реформу, развернувшейся в Мидлмарче. Творчество Джордж Элиот по достоинству оценено Н. Г. Чернышевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, а у себя на родине — Ч. Диккенсом и У. М. Теккереем. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 887
| |