"Диалоги" Платона: краткое описание из энциклопедии
Диалоги — сочинения Платона. Первые диалоги Платона относятся к раннему периоду его философского творчества (399 — 388 гг. до н.э.). Это «Ион», «Гиппий Меньший», «Протагор», «Критон», «Лахет», «Хармид», «Этифон», «Фрасимах», «Горгий». Между 387 и 366 гг. написаны диалоги «Менексен», «Эвтидем», «Менон», «Кратил», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Парменид», «Теэтет». Между 366 и 360 — «Софист» и «Политик». Между 360 и 347 гг. появились диалоги «Тимей», «Критий», «Филеб», «Законы». Диалоги Платона отличаются разнообразием содержания, пестротой стиля. Пафос мировой гармонии, принципиальная антисистемность, драматизм поисков истины составляют их специфику. Платону принадлежат записанные и незаписанные теории, он различает то, о чем можно писать, и то, о чем писать нельзя. Например, о последних основаниях можно говорить, но о них нельзя писать, потому что в данном случае мы имеем дело с мистериальной истиной, а не с логосом. Непрерывно возобновляемые вопрошание, сомнение, разрывы и непоследовательности на пути выведения истины на свет сознания рождают «сократический диалог» Платона, ставший литературным жанром. Герой диалогов — Сократ, беседующий с одним или несколькими слушателями, рядом с которыми существует еще один незаместимый персонаж — читатель. На этого персонажа и ориентированы диалоги Платона, потому что именно ему, читателю, придется делать окончательный вывод по поводу обсуждаемых проблем. Недоговоренность, противоречивость языка диалогов, многозначность терминов, коренящихся в гипертексте повседневности, усиливает не столько логическую, сколько мифологическую сторону философских произведений Платона. Диалогическая форма была для Платона не чем иным, как внутренним разговором с самим собой. Драматизм этих разговоров в ранних диалогах («Хармид») приводит к уравновешенности в зрелых произведениях («Тимей»). Диалоги Платона пронизаны речами, без которых немыслима античная литература. Речь мыслится Платоном как поступок, рождающий мифы. Не последнее место занимают в диалогах бытовые сцены, сопровождаемые отвлеченно-философскими беседами, в которых миф проясняется логосом, а логос завершается мифом. Если логос раскрывается в последовательности мысли, то миф предполагает аллюзии, намеки, эвристическую интуицию. На русском языке «Диалоги» Платона были опубликованы в 1860-1867 гг. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3628
| |