Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Дерек Уолкотт: биография и творчество поэта

  • Статья
  • Еще по теме

Дерек Уолкотт родился в 1930 г. на острове Сент-Люсия, однако вскоре родители перевезли его на о. Тринидад, где он провел детство и куда постоянно возвращался в свободное от преподавания время. С 1970-х гг. Дерек Уолкотт — профессор английского языка и литературы в Бостонском университете, США.

Широкую известность поэту принесла его книга стихов «В зеленой ночи» (1962). Затем вышли сборники «Изгнанник» (1965), «Залив» (1969)» «Гроздья моря» (1976), «Царство звездных яблок» (1979). Дерек Уолкотт также автор драматических произведений.

Впервые стихотворения этого автора появились на русском языке в сборнике «Острова поющей листвы», и трудно было не обратить внимания на его сонеты, которые поражали умением автора в четырнадцати строчках детально разработать тему одного человека и придать ей общечеловеческое звучание.

Уже в первых лирических циклах Дерек Уолкотт, словно нарочно выбирая короткий стих, как бы сражается с малым поэтическим пространством и покоряет его. Он будто бы примеривает стих к не менее короткой человеческой жизни, которую соотносит с историей человечества, обращаясь с ней поэтически вольно. Неожиданные образы или, точнее, нарушение привычной образности в традиции Элиота обогащает ассоциативный ряд, расширяет границы образного пространства, превращает рассказ о человеческой жизни в философскую притчу. Например, в одном из ранних сонетов Дерек Уолкотт сравнивает мисс Росиньоль с Магдалиной, но у мисс Росиньоль есть сын и она напоминает Марию, отчего сразу же вспоминаются Мария и Иисус. Мать оплакивает сына — это и обыкновенная женщина, любившая «шелк и легкие кареты», отпевает своего сына, и Мария, которая отдает Иисуса на подвиг. Темы радости и отчаяния, молодости и старости, материнства и одиночества. Философия жизни как страдания. Простенький, с первого взгляда, рассказ о седой мисс Росиньоль «в вылинявшей шали» становится многозначным и в этом многозначии возвышается до философской притчи.

Цикл «Легенды островов», в который входят и сонет «Мисс Росиньоль...», и другие сонеты, построенные по тому же принципу соединения частного и общечеловеческого, — зрелое произведение молодого поэта, прославившее его имя не только в Вест-Индии, но и, так сказать, за морем, которое играет немаловажную роль в жизни и творчестве Дерека Уолкотта — поэта. Он — поистине поэт моря.

Я море пел — мою бескрайнюю отчизну

Это слова из поэмы «Омерос», которую некоторые критики называют романом в стихах и которая остается самым объемным и значимым произведением автора. В нем много персонажей и несколько содержательных пластов, традиционно восходящих к трем величайшим памятникам европейской литературы — «Одиссее» Гомера, «Улиссу» Д. Джойса и «Бесплодной земле» Т.С. Элиота, что отнюдь не преуменьшает его значения как творения вест-индского, но тем не менее выводит его за границы как географические, так и национальные. В семи книгах и шестидесяти четырех главах, написанных дольником, близким к пятистопному ямбу, Дерек Уолкотт воплощает идею жизни как страдания.

Англичанин Планкетт, один из основных героев поэмы, поселившийся на острове во время войны, выдает себя за героя сражений в Африке под командованием Монтгомери Аламейнского. Неосуществленные мечты о подвиге, с которыми он шел на войну, отравляют ему жизнь и заставляют лгать. Присваивая себе в качестве сына тень погибшего на островах еще в XVIII столетии гардемарина Планкетта, он несколько утешается, пока не вспоминает двух своих друзей, убитых в тот день, когда сам он отделался несмертельной раной. И тогда его страдание вспыхивает с новой силой.

Страдает от повседневной обыденности и прекрасная негритянка Елена, которая тоже находит для себя выход во лжи. Забеременев, она заявляет, что ей неизвестно, кто из двух ее любовников — Гектор или Ахилл — отец будущего ребенка. Ей тоже хочется быть среди творцов истории, ведь как сказал Уолкотт от имени Ницше:

Историю творят

Немногие, а большинство людей

Свидетельствовать рождены о ней.

Поэтому, наверно, перекочевавший из Софокловой трагедии в поэму Уолкотта Филоктет тоже страдает, принимая кару за выкорчеванные деревья, — незаживающую рану, ставшую как бы символом его страдания. Но если античный Филоктет стыдится зловонной меты, укуса змеи, полученного по дороге в Трою, то Филоктет в «Омеросе» любит рану, нанесенную ржавым якорем, гордится ею и даже доволен, что ей нет исцеления. Страдание заслужено, и человек радуется ему, вероятно, как искуплению за причиненное зло.

В поэме Дерека Уолкотта нет людей откровенно злых и откровенно добрых. С его точки зрения, Добро и Зло сосуществуют, постоянно враждуя, в душе каждого человека, поэтому все люди и добры и злы одновременно, разве что Зло чаще берет верх над Добром. Тем не менее поэт убежден, что любовь приводит в движение, сталкивает друг с другом противоречивые силы, и это дает ему надежду на победу Добра в душе человека.

Для всех персонажей поэмы «Омерос» судьбой и судьей является море, без которого немыслима жизнь. Море в поэтике Уолкотта — «высший судья», ему подвластны человеческие судьбы, и оно решает, кого наказать, а кого утешить в скорби. Море наказывает Гектора, похищающего чужую невесту, разбивает его каноэ и заставляет пересесть за руль машины в поисках заработка, что для сына и внука рыбаков великий позор.

Жестокая вина лежит на рыбаке, предавшем море,

Как древний бог, оно отмстит сполна.

И море же покровительствует его сопернику Ахиллу. В награду за возвращение жемчужины море дарует ему Африку, родину предков, и он, обретя свои корни, одерживает победу над Гектором и завоевывает любовь негритянки Елены.

Море — это мать, бог, дорога, короче говоря, все, что есть главное в жизни любого человека с островов. И оно же — то любовь, то страдание, то счастье, тот великий крестный путь предков, когда-то разъединивший и теперь соединяющий вест-индца с далеким прошлым.

Но и Омерос, или Гомер, не случайно дал свое имя книге Дерека Уолкотта. Море как бы дарит островитянину чувство родины и способность прочно стоять на земле. Но как раз этого-то, как правило, человеку мало, правда, при условии, что это у него есть. И уж, естественно, Дерек Уолкотт, едва обретя твердую почву «блаженного наследства» (но выражению Ницше), занялся поиском своего места в мировой культуре. Гомер стал его путеводителем по земной жизни, как когда-то Вергилий для Данте — по неземной.

Показав ему земные страдания, Омерос сказал: «Кожа девушки пахнет лучше, чем все библиотеки мира». А автор верит ему и не верит и даже, будто споря с ним, слышит из его уст другое: «Снискать любовь народа — это больше, чем просто найти любовь». Наверно, так всегда и будет: мечта о простых человеческих радостях будет входить в противоречие с мечтой о подвигах и славе.

Источник: Поэты - лауреаты Нобелевской премии. Антология / Ред.-сост. О. Жданко. М.: Панорама, 1997

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1284