Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Черный принц": анализ романа Мердок

  • Статья
  • Еще по теме

Завершением «платонической» линии в творчестве Мердок был «Черный принц», роман, в котором очень сильны мотивы, связанные с трактовкой Эроса (даже название его — «Черный принц» или, иначе, «Черный Эрос» — в этом смысле симптоматично). С другой стороны, здесь выступают черты новой творческой ориентации писательницы.

В «Черном принце» отсутствуют демоны, нет привычной причудливости структур ранних романов Мердок, готического уклона в трактовке характеров и ситуаций. Действие происходит в современной Англии, современных лондонских квартирах (за исключением короткого эпизода в домике на берегу моря). При поверхностном чтении события укладываются в схему реалистического романа «малой темы». 

Брэдли Пирсон — писатель-неудачник и бывший служащий страхового управления снял домик недалеко от Лондона, чтобы написать там наконец свой шедевр, создать который ему никак не удается. Случай (или скорее фатум) задерживает его в столице: в доме модного беллетриста Баффина — его друга — произошла очередная размолвка супругов, и Брэдли вынужден ехать к своим друзьям, чтобы выяснить, не убил ли на этот раз Арнольд свою жену Рейчел!

Встретившись на улице с дочерью Баффинов Джулийан, которую Брэдли знает с детства, он неожиданно для себя влюбляется в девушку, и охватившая его непреодолимая страсть к ней ломает все его планы и приводит к роковым последствиям.

Чем не роман «малой темы»? Притом роман, соединяющий в себе глубоко трагические и необыкновенно комичные ситуации: так, неотразимо смешны сцены активных ухаживаний Рейчел за Брэдли, но финальный эпизод книги, в котором мегера, только что убившая мужа, приводит Брэдли, ревнуемого ею к дочери, на скамью подсудимых, по своим последствиям трагична.

Несмотря на правдоподобные мизансцены, нравоописательные детали и психологизм решения характеров, роман, довольно банальный по сюжету, не может быть назван реалистическим. Многочисленные герои его с их различными судьбами хотя и живут в обстановке современной Англии, но их образы оторваны от реальной жизни, а поступки редко реалистически мотивированы.

Брэдли, заурядный человек с заурядными стремлениями, становится романтическим героем, испытав великую любовь, совершенно необъяснимую при его заурядности. Роман дает изображение разных аспектов любви: страсти (Брэдли), влечения (Джулиан), самоотречения (Мартин), демонической одержимости (Рейчел) и т. д. Интересен он и как комментарий эстетической платформы писательницы, и повествование, сопровождаемое размышлениями о смысле человеческого существования.

Источник: Ивашева В. Что сохраняет время - М.: Советский писатель, 1979

🔍 смотри также:
Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 15939