Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Антуан Фюретьер: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Ограничение сферы изображения при одновременном усилении его жизненной достоверности очевидно в «Мещанском романе» (1666) Антуана Фюретьера (1619—1688). Что касается полемичности, свойственной реалистическим произведениям 17 века, то здесь она выделена даже композиционно: вторая часть романа — сатира на литературных противников автора, видимо, хлесткая и злободневная, но ныне трудно поддающаяся расшифровке. С первой частью этот памфлет связан лишь тем, что и там и тут пародия является сюжетообразующим началом. Но в первой (и главной) части пародия возникает исподволь. В противоположность галантно-героическим романам с их огромными размерами, грандиозным географическим масштабом и сложными авантюрами, «Мещанский роман» воссоздает убогую повседневность одного из буржуазных кварталов Парижа, представляя ее через «всякие пустяки». Эта форма усиливает впечатление обыденности изображенного писателем преклонения перед деньгами, благодаря чему человеческие отношения превращаются в простую сделку, заключая которую каждый стремится надуть другого. Прикрытием порока и алчности является ханжество, что демонстрирует пример одной из героинь романа — Лукреции.

После «Мещанского романа» написаны «Басни», в которых широкий охват современных нравов сочетается с размышлениями об универсальных свойствах человека. Выводы писателя столь же мрачны, что и в «Мещанском романе». Но одновременно в некоторых баснях звучит хвала труду как основе нравственности. Басня, названная писателем «средоточием почти всей мудрости народов», открывала перед Фюретьером перспективы художественного освоения действительности, какого не удалось ему достичь в романе.

В 70—80-х годах Антуан Фюретьер работает над «Всеобщим словарем, содержащим все слова французского языка, как древние, так и новые». Этот толковый словарь, гораздо более широкий, чем тот, над которым работали академики-пуристы, стал впоследствии бесценным пособием для изучения языка 17 века. Смелое свидетельство материалистических и демократических взглядов его создателя, словарь дал повод к травле, ставшей причиной безвременной смерти Фюретьера.

«Всеобщий словарь»— лингвистический подвиг Фюретьера, отвечавший ведущим тенденциям развития французского литературного языка. Истолкование слов и оборотов дискредитировало барочную игру метафорами и прочие приемы «темного» стиля, утверждая ясность как важнейший принцип словесности. С другой стороны, словарь демонстрировал богатство общенародной языковой практики и способствовал тому, что в литературной речи утверждалась сочная фольклорная поговорка, энергичная идиома, мудрая пословица, точное, связанное с жизненной практикой слово. Таким способом Антуан Фюретьер боролся с барочностью в ее «прециозном» варианте, одним из отличительных признаков которого было презрение к «простонародному» языку.

Источник: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1987

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1525