Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Анализ произведения "Божественная комедия" Данте Алигьери

  • Статья
  • Еще по теме

Данте в “Божественной комедии” касается вечных вопросов - вопросов жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Что остаётся после нас на земле? По тёмной или светлой стороне бытия мы прошли свой жизненный путь? Над этими вопросами задумываешься, читая Данте.

Одними из самых тяжких пороков поэт считал трусость и равнодушие. Они мешают человеку идти по жизни прямо, не изменяя своей чести. Людей мелких, поверхностных, ничем не отличившихся при жизни, не принимают после смерти ни в ад, ни в рай.

Какова разница между адом и раем, между существованием в них?

В аду нам представлено всё в безобразных формах, а рай наполнен красотой.

Данте жил философией своего времени. Земля у него находится в центре мироздания. Южное полушарие Земли - это огромный океан с горой посередине. Именно на этой горе находится чистилище.

Здесь нужно конкретизировать главные определения.

Ад - место, где души умерших, но не раскаявшихся людей пребывают в вечных муках.

Рай - место, где в счастье и блаженстве находятся души праведников.

Чистилище - место, где души грешников, которые раскаялись и имеют надежду на спасение, искупают свои грехи в муках. Искупив все пригрешения, души умерших отправляются из чистилища в рай.

Такова система мироздания в произведении Данте.

Из ада нет спасения. Туда души мёртвых попадают навечно, муки ада тоже вечны, оттого и должны живущие бояться ада и соблюдать земные духовные законы.

К этой мысли приводит нас Данте, описывая ад.

Воронка ада находится под Иерусалимом. Земля в “Божественной комедии” окружена девятью вращающимися небесными сферами: семью сферами планет, звёздным небом и кристаллическим небом Перводвигателя. За этим небом находится царство ангелов.

В “Божественной комедии” сопровождают Данте три проводника: Вергилий ведёт по аду и чистилищу, Беатриче (которую поэт воспевал в своих стихах), ведёт поэта в рай, и Бернард Клервосский, мистик и богослов, сменяющий Беатриче в Эмпирее.

В аду девять кругов, в раю девять небес; семь кругов чистилища и два уступа предчистилища также дают в итоге число девять. Это число становится магическим.

Высший смысл похода Данте по аду, чистилищу и раю - осмысление устройства мира. Поэт делает вывод о том, что главная движущая сила жизни — стремление духовного начала к правосудию. Без правосудия не будет жизненной гармонии, мир окажется неразумен.

Люцифер - олицетворение зла, находящегося в самом центре Земли. Люциферу противостоит Бог.

Данте описывает и мучащиеся ни в чём не повинные души, которые не попали в рай только потому, что не принимали христианского крещения.

Бог выносит приговор душам и отправляет в одну из трёх сфер (ад, рай, чистилище).

Познание мира есть высшая ценность у Данте. Только знающий человек может правильно выбрать тонкую грань между добром и злом, пройти по жизни верно, праведно и попасть в рай.

Источник: Н.В. Смолякова. Зарубежная литература - М. "Издат-школа 2000"

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1918