Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Александр Дюма: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Дюма-отец (1802—1870) был сыном республиканского генерала, служил клерком у нотариуса, писцом у герцога Орлеанского, впоследствии короля Луи Филиппа, принимал участие в революции 1830 г. В литературу он пришел как драматург, автор романтических драм на исторические сюжеты. Сблизившись с кругом писателей-романтиков, группировавшихся вокруг В. Гюго, Александр Дюма основал свой театр, писал исторические пьесы и труды по истории. Богатое воображение и театральное мышление позволили ему изобретательно выражать драматизм конфликтов и событий, колорит быта и нравов, живописность костюмов. В случайных стечениях обстоятельств он умело находил интригующие столкновения интересов, человеческих характеров, судеб.

Обращался к истории Александр Дюма и в художественной прозе. Он не стремился к строгой документальности или постижению смысла событий. Его захватывали их зрелищная сторона, яркое проявление характеров и поведение людей в запутанных ситуациях. Увлекательность он видел в конфликте честности с подлостью, мужества с хитростью, чистоты со злодейством, открытости с интриганством. С утверждением нравственного начала связаны жизнерадостность, активность его персонажей, смело, изобретательно преодолевающих всевозможные препятствия. Среди ценителей Дюма были К. Маркс, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев, М. Горький, А. В. Луначарский и многие поколения молодежи XIX и XX вв.

Первый исторический роман «Изабелла Баварская» (1835) представлял собой романтический эпизод из Столетней войны с кровопролитными распрями французской знати в конце XIV — начале XV в. Для романа «Асканио» (1843) материалом послужила автобиографическая книга прославленного скульптора и ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини. Александр Дюма воссоздал период пребывания Челлини во Франции на службе у короля Франциска I. Сложные дворцовые интриги, в которые вовлечены Челлини и его ученик Асканио, влюбленный в юную прекрасную Коломбу и ставший объектом притязаний коварной дамы д’Эстамп, составляют динамически развивающуюся фабулу. Роман, как и первоисточник, прославляет энергию, находчивость, творческий порыв, жизнерадостность.

«Шевалье д’Арманталь» (1843) — роман о заговоре после смерти Людовика XIV против регента Филиппа Орлеанского. В политическую борьбу вовлекается молодой дворянин Рауль д’Арманталь, в поисках счастья прибывший в Париж. Светская жизнь, дуэли и маскарады не давали вроде бы основания предполагать, что он вскоре станет тайной силой в государстве, что от его мужества и осторожности будет зависеть судьба королевства.

Роман «Сильвандир» (1844) посвящен событиям во Франции первой половины XVIII в. и приключениям главного героя — бедного дворянина Роже, прибывшего в столицу, чтобы получить наследство родственника.

Широкое признание Дюма-романиста пришло в связи с выходом историко-авантюрной трилогии, связанной общими героями-мушкетерами и изобилующей множеством увлекательных событий, приключений, поединков, интриг.

Действие романа «Три мушкетера» (1844) происходит в первой половине XVII в. Отважные и предприимчивые, благородные и великодушные мушкетеры д’Артаньян и его три верных друга Атос, Портос и Арамис готовы на самопожертвование ради отечества, товарища, своих нравственных идеалов. Они совершают подвиги, рискуя жизнью, чтобы спасти честь французской королевы, и предотвращают военные конфликты, угрозу которых порождает политика кардинала Ришелье и герцога Бекингэма.

Действие романа «Двадцать лет спустя» (1845) развивается во Франции середины XVII в. при кардинале Мазарини. Как и прежде, находчивость, ловкость, ум и бесстрашие мушкетеров помогают им в достижении целей, какими бы сложными ни были ситуации, в которых они то и дело оказывались.

«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1850) завершает трилогию. Это печальная история сына Атоса — Рауля де Бражелона, полюбившего подругу юности Луизу Лавальер, которая стала фавориткой Людовика XIV. Здесь же повествуется о том, как закончили свою славную жизнь отважные друзья-мушкетеры, на долю которых продолжало выпадать немало волнующих приключений.

Другую трилогию об эпохе Генриха III и Генриха IV Наваррского составляют романы «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846) и «Сорок пять» (1848). В романе «Королева Марго» события приходятся на эпоху кровавых религиозных войн между католиками и гугенотами. Александр Дюма описывает интриги французской королевы Екатерины Медичи против Генриха IV Наваррского и его жены королевы Марго и жестокую расправу Карла IX и Екатерины Медичи над гугенотами в Варфоломеевскую ночь. В романе ярко изображена придворная жизнь, заполненная заговорами и убийствами, к которым имеет отношение и судьба королевы Марго.

Действие романа «Графиня де Монсоро» происходит при дворе короля Генриха III. В его основе — история любви графа де Бюсси к молодой красавице Диане, волею обстоятельств ставшей женой королевского ловчего де Монсоро и преследуемой герцогом Анжуйским, политическим противником короля.

В романе «Сорок пять» изображены нравы французского королевского двора XVI в., где шла жестокая борьба между Генрихом III и двумя претендентами на престол — Генрихом де Гизом и Генрихом Наваррским. Сквозь изображаемые события проступает картина вырождения и обреченности династии Валуа. Жалкое впечатление производит фигура Генриха III, которого уже не могут спасти ни жестокие казни, ни сорок пять его всадников-телохранителей.

Выпадает из цикла исторических повествований роман «Граф Монте-Кристо» (1846), приближающийся к детективному жанру — только без сыщиков и полицейских. Жертвой преступления и преследователем преступников здесь выступает одно лицо. Это центральный герой романа — отважный моряк Эдмон Дантес, подло оклеветанный и посаженный в неприступную крепость Иф в Средиземном море. Бежав из пожизненного заключения благодаря исключительной силе воли и помощи аббата Фариа, друга по заточению, Дантес находит в тайнике сокровища. Под именем графа Монте-Кристо он объявляется во Франции, одаривает несправедливо обиженных людей и сводит счеты со своими врагами, по чьей злой воле попал в тюрьму, — банкиром Дангларом, графом де Морсером и др.

Историческим фоном событий, описанных в романе «Черный тюльпан» (1850), служат бурные политические конфликты в Голландии 1672 г. Герой романа — молодой врач, страстный цветовод Корнелиус ван Берле, вырастивший новый сорт тюльпана.

В повести «Женщина с бархоткой на шее» (1851) Александр Дюма отдал дань увлеченности поэтикой немецкого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана, избрав с этой целью сюжет из истории революционной Франции 1793 г.

В середине 50-х гг. он создает роман из времен Колумба «Сальтеадор», где говорится о похождениях разбойника Сальтеадора в Испании XVI в. и о прекрасной цыганке, чьи судьбы причудливо переплетаются с судьбами людей, близких к королевскому двору. В этот же период Александр Дюма вновь возвращается к теме революции в романе «Соратники Иегу», где действие происходит во Франции 1799 г. в эпоху Директории. В романтическую интригу вовлечены люди различных социальных слоев, исторические лица. На основе мемуарно-документальных источников воссоздан образ Наполеона. То же время описано и в романе «Луиза Сан-Феличе» (1863). Это история возникновения и гибели Неаполитанской республики в 1799 г. В основу сюжета писатель положил трагическую судьбу женщины, невольно оказавшейся участницей политической борьбы между республиканцами и монархистами.

Интересно обращение Александра Дюма к страницам русской истории. В романе «Учитель фехтования» (1867) он с большой долей вымысла описал судьбу декабриста Анненкова и француженки Полины Гебль, которая последовала за ним в ссылку и стала его женой. Повествование ведется от лица учителя фехтования, приехавшего в Россию из Франции незадолго до восстания 1825 г. Декабристам писатель посвятил также очерк «Мученики».

Литературное наследие Александра Дюма обширно. Оно включает пьесы, исторические труды, путевые очерки, множество романов, из которых еще можно отметить роман «Две Дианы» (1846), входящий в юношеское чтение, а также новеллы «Кучер кабриолета», «Маскарад», «Правая рука кавалера де Жиака», «Паскаль Бруно», «Воды Экса» и др.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1676