Алеко Константинов: биография и творчество писателя
Алеко Константинов (1863—1897) родился в семье торговца, отличавшегося широкой образованностью. Дом Константиновых на берегу Дуная в городе Свиштове стал резиденцией командования русской армии в начале русско-турецкой войны 1877—1878 гг. С балкона этого дома юный Алеко вместе с И. Вазовым наблюдал за движением русских войск по городу. Годы обучения писателя прошли в России — гимназия в Николаеве, юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Он любил русскую литературу, занимался переводами классиков — Пушкина, Лермонтова, Некрасова. По возвращении на родину в 1885 г. Константинов горячо принялся за работу в судебных органах Софии, где он воочию убедился, как фальсифицировались, извращались, растаптывались идеалы национально-освободительного движения и процветали политическая демагогия, спекуляция, взяточничество и казнокрадство под прикрытием «законности». За отказ выполнять беззаконные приказы Константинова увольняли со всех занимаемых им в разное время постов. Константинов посвятил себя адвокатской практике, неизменно выступая за справедливость, поддерживая бедняков. Его излюбленными занятиями были путешествия, описанные в ряде замечательных очерков, в том числе «От Чикаго и обратно» (1893). Тогда же возникла идея создать собирательный образ соотечественника, болгарина, носителя национальных черт, такого, каким он видится со стороны в непривычной обстановке. Таким стал персонаж книги «Бай Ганю. Невероятные рассказы об одном современном болгарине» (1895). Это было собрание анекдотических эпизодов, припоминаемых различными лицами. Они не связаны сквозным сюжетом, однако приключения единого персонажа создают достаточно цельную и динамичную картину того, как бай Ганю, презирая стремление своих спутников «зевать по сторонам», ибо так для него выглядит познавательная цель туризма, везет по разным странам флакончики с розовым маслом, дабы сколотить капиталец. Мелочная экономия ставит его то и дело в трагикомические ситуации и позволяет автору проявить остроту и меткость глаза, юмор, снисходительную улыбку при виде расчетливой житейской трезвости и ядовитую язвительность, когда «здравый смысл» обретает признаки скупердяйства, оскорбительную для окружающих подозрительность, а общительность, коммуникабельность превращаются в шокирующую навязчивость и беспардонность, хамство. Юмор покидает автора лишь тогда, когда его герой вторгается в сферы общественной жизни, дирижирует «свободными» выборами, пролезает в депутаты парламента, издает газету, организует общество трезвенников, пускается в проповеди... Тогда этот оборотень и хамелеон предстает в сатирических одеждах рыцаря грабежей среди бела дня. Политические нравы своего времени Константинов осудил в памфлетах и фельетонах, написанных по конкретным поводам и посвященных реальным лицам — предпринимателям, землевладельцам, купцам, банкирам, барышникам — всей камарилье бюрократии, разжиревшей при диктаторском режиме Стамболова («О проверке зубов у посетителей Черной Джамии», «Торжествующая Болгария», «Смерть оппозиции», «Материалы для изучения Болгарии», «Разные люди — разные идеалы» и т. п.). Пуля наемного убийцы прервала жизнь писателя-патриота в самом расцвете творческих сил. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3546
| |