Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Драйден Дж.

Анализ трагедии "Дон Себастьян, Король Португальский" Драйдена

  • Статья
  • Еще по теме

Последнее крупное достижение Драйдена в «серьезном» драматическом жанре — трагедия «Дон Себастиан, Король Португальский» (1689), написанная вскоре после «славной революции» и изгнания Стюартов. Как и «шекспировские» пьесы Драйдена, она написана белым стихом, однако по структуре и содержанию представляет скорее синтез героической драмы и модернизированной «шекспировской » трагедии. Действие происходит в африканской «Берберии» — стране мавров. Среди действующих лиц — сластолюбивый и жестокий мусульманский «император» Мулей-Молух; его «лукавый» советник — рвущийся к власти Бендукар; лицемерный муфтий, который тщетно пытается уследить за похождениями собственной жены и дочки; португальский ренегат Доракс — «благородный » противник короля Себастиана и др. В центре действия — двое высокородных пленников Мулей-Молуха: португальский король Себастиан и «берберийская царица» Алмейда — христианка и дальняя родственница «императора», последняя представительница враждебной ему ветви царствующего дома. Себастиан и Алмейда любят друг друга и, несмотря на все препятствия, соединяются узами брака, не зная о том, что являются единоутробными братом и сестрой. Это трагическое «узнавание» им предстоит пережить в финале пьесы и навеки расстаться друг с другом.

Действие трагедии (в ее «высокой» сюжетной линии) развивается на двух уровнях: уровне героической драмы и «собственно трагедии ». На первом — «божественный» Себастиан, превосходящий всех смертных в доблести и чести, получает заслуженную награду: спасение из плена, брак с Алмейдой и даже восстановление мира с обиженным им доном Алонзо (Дораксом), в споре с которым ему удается отстоять свою честь и защититься от обвинений в тирании. Однако именно в тот момент, когда Алмейда и Себастиан, по всем канонам героической драмы, должны торжествовать победу и наслаждаться заслуженным счастьем, действие выходит на второй уровень, и в незапятнанной верности и любви героев обнаруживается скрытый порок, который лишает их счастья и мира до конца дней. Тем самым не только любовная «одержимость» (как в ранних драйденовских пьесах), но и возвышенная страсть, по видимости не наносящая ущерба доблести и чести, может оказаться проклятием героев — их «прирожденным» пороком, унаследованным от «грешных » родителей, и вместе с тем благословением, воспоминание о котором не изгладится из памяти невольных преступников ни в монастыре, ни в пещере отшельника. В отличие от юных Джиованни и Аннабеллы, сознательно идущих на кровосмешение («Как жаль ее развратницей назвать» Джона Форда, опубл. 1633), герои Драйдена скорее подобны Эдипу, являясь невинными соучастниками родительского греха. Над ними, как и над Антонием и Клеопатрой, тяготеет рок, не позволяющий их любви стать тем, чем она могла бы быть.

 Проявлением «шекспировской» традиции в трагедии о короле Португальском может служить сочетание «серьезного» сюжета с сюжетом комическим. Как и в трагедии елизаветинцев, комическая сюжетная линия пародирует некоторые моменты основного действия: так, легкомысленный молодой португалец Антонио, подобно королю Себастиану, оказывается в мусульманском плену и влюбляется в юную мавританскую красавицу — дочь муфтия. И, как в судьбе главного героя, в судьбе Антонио возникает какое-то подобие опасности кровосмешения, когда в красивого пленника влюбляется «главная жена» муфтия. Тем не менее вторая сюжетная линия имеет благополучную развязку, а ее герои (как и положено персонажам комедии) отличаются некоторым моральным несовершенством, которое, однако, не мешает их счастью. До «Себастиана» Драйден сознательно пользовался «двойным сюжетом» преимущественно в трагикомедиях и «высоких» комедиях, которые занимают свое, хотя и не столь почетное, место в его творчестве.

Источник: История зарубежной литературы 17 века: Учеб. пособие / А.Н. Горбунов, Н.Р. Малиновская, Н.Т. Пахсарьян и др.; под ред. Н.Т. Пахсарьян. - М.: Высшая школа, 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1625