Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

В категории материалов: 185
Показано материалов: 161-170
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17 18 19 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Наиболее значительным по объему каноническим элементом (или точнее сказать, совокупностью элементов) сюжета является развитие действия в литературе. Это вся система последовательного развертывания той части событийного плана, от завязки до развязки, которая контролируется конфликтом.


Завязка в литературе – это событие или группа событий, которые непосредственно ведут к конфликтной ситуации. В сущности, это отправной момент в развертывании сюжета, своеобразный стартовый выстрел, отправляющий бегунов на дистанцию. Завязка может быть в произведении явно, обособленно, в качестве суверенного, самостоятельного элемента сюжета, а может сливаться с экспозицией или, вернее, вырастать из нее без видимого сигнала.


Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.


Сюжет и фабула произведения — понятия соотносительные, взаимно дополняющие друг друга. В литературоведении существуют разные точки зрения на их природу и соотношение:
1)    "под сюжетом разумеется уже совсем готовое содержание, т.е. сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ, лишенный всяких красок" (А.Н. Островский);


Литературный образ "живет" во времени и пространстве, движется и пребывает в покое, видим и слышим, осязаем и обоняем, т.е., по точному слову Н.Г. Чернышевского, представляет «форму самой жизни». Этим он отличается от образов иных искусств, ограниченных материалом: пространственных (живопись, скульптура) и временных (музыка).


Художественное произведение — результат творческих усилий писателя, идейно эстетический транслятор, уникальный посредник между художником и реципиентом, главный герой литературоведческой науки во всех трех ее основных и во всех вспомогательных дисциплинах.


Автор эпического склада, сохраняя свое явное или скрытое присутствие в созидаемом им художественном мире, озабочен не самовыражением, а воссозданием внешней, объективной реальности.
Последовательнее всего в этом отношении произведения народного героического эпоса, где изображаются события, герои и обстоятельства, имеющие самодовлеющий интерес.


Если мы попытаемся реконструировать содержание пушкинского стихотворения "К морю", 1824, нам придется вычленить из текста прежде всего приметы реального мира, к которому обращается поэт. Их немного: "волны голубые", «гордая краса», "грустный...", «призывный» «шум», «глухие звуки», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», "стая" «тонущих кораблей», "непогода", "торжественная краса", "скучный неподвижный брег", "хребты" волн, "скала", "гул в вечерние часы"...


Предмет художественной литературы — это весь мир и отдельный человек. В центре художественного космоса "человек в его отношениях к природе, обществу и самому себе" (Н.Г. Чернышевский). Может ли литературно-художественное произведение обойтись без человека? Внешним образом, да. В так называемой пейзажной лирике бывает изображение "чистой природы".


Структурализм (от лат. structure – построение, расположение). Как и в любой другой науке, в литературоведении структура - это характер, способ, закон той связи, которая существует между отдельными элементами объекта, в данном случае - художественного текста. Структурализм в литературоведении - теоретическая и методологическая концепция, обосновывающая и утверждающая принципы структурного анализа произведения.


1-10 11-20 ... 141-150 151-160 161-170 171-180 181-185