Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Карамзин Н.М.

Творчество Карамзина Н.М. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Русский дворянский сентиментализм и творчество Карамзина

2. Творческий путь и произведения Карамзина

3. Литературная позиция и стиль Карамзина

4. Значение творчества Карамзина для русской литературы

1. Русский дворянский сентиментализм и творчество Карамзина

В творчестве Н.М. Карамзина нашло свое завершение одно из направлений в развитии русского дворянского сентиментализма. Эти направления можно охарактеризовать следующим образом:

      первое направление, имеющее следующие характеристики:

•        демократическая направленность;

•        формирование в творчестве Фонвизина и затем активное развитие у Радищева;

•        ориентация на реалистические тенденции западной буржуазно-демократической литературы;

•        воплощение революционных стремлений демократии;

•        развитие реалистических тенденций, в дальнейшем преходящих в тенденцию раннего реализма;

      второе направление, имеющее следующие характеристики:

•        эстетическое оправдание ухода от социальной и политической борьбы в литературе и в жизни;

•        ликвидация дворянского либерализма;

•        воплощение консервативного дворянского мировоззрения;

•        ориентация на предромантические тенденции молодого буржуазного искусства и развитие этих тенденций в русской литературе;

•        развитие в творчестве Муравьева, Львова, Нелединского-Мелецкого, и завершение в творчестве Карамзина.

2. Творческий путь и произведения Карамзина

Карамзин активно развивался и как писатель, и как сотрудник и издатель различных журналов, при этом он первым сделал литературу профессией, приносящей определенный денежный доход, так как до него все писатели занимались литературным делом, не требуя за это материального вознаграждения и не представляя это своей профессией, так как большинство из них служили на государственной службе. Творческую и литературную деятельность Карамзина составляли:

      переводы для журнала "Детское чтение";

      самостоятельное издание "Московского журнала", в котором печаталось множество собственных произведений Карамзина, например, повесть "Бедная Лиза", принесшая автору огромную популярность, и ода "К милости";

      издание альманаха "Аглая" (1793-1794), который также включал в основном произведения самого издателя;

      сборник стихотворений и повестей "Мои безделки" (1794);

      стихотворный альманах "Аониды" (1796-1799);

      издание журнала "Вестник Европы" (1802);

      "Письма русского путешественника", которые являются важнейшим литературным произведением Карамзина и имеют следующие характеристики:

•        использование жанра записок путешествий;

•        показ общества и природы сквозь призму переживаний автора -путешественника, и это являлось основной установкой сентиментализма в этом жанре;

•        отличие от "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, так как у Карамзина на первый план выдвинута информационная задача - конкретные сведения о культуре, искусстве, быте и жизни Запада;

•        использование множества реальных наблюдений, книжных источников и материалов;

•        описание объективных событий и явлений действительности через демонстрацию личного отношения автора к этим явлениям;

•        главная тема - не социальная, а индивидуальная, тема личностного "Я";

      повесть "Юлия" (1794), имеющая следующие характеристики:

•        явилась одном из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе;

•        во многом предсказала черты и мотивы психологического романа XIX в.;

•        представляет собой повесть без внешних романтических событий, описывающую личный душевный рост человека;

      работа над глобальным историческим произведением "История государства Российского" (всего было создано 12 томов "Истории", которая заканчивалась на описании событий "Смутного времени");

      создание неоконченной повести "Рыцарь нашего времени", в которой впервые в русской литературе была предпринята попытка изобразить психологию ребенка.

3. Литературная позиция и стиль Карамзина

Литературная позиция и стиль Карамзина отражают реорганизаторские тенденции в русской литературе, и их можно охарактеризовать следующим образом:

      тесная связь с политическими взглядами Карамзина, которые сводятся к следующему:

•        неприятие революции;

•        склонность к монархизму;

•        оправдание крепостного права;

•        стремление к спокойствию и неприятие любых резких переворотов;

      стремление к эстетическому преображению всех жизненных и государственных явлений — государственного устройства, жизни, смерти, любви, нищеты, героизма, подлости и др.;

      сведение воедино всех элементов дворянского сентиментализма, которые были накоплены в русской литературе к концу XVIII в., что способствовало распространению литературы за пределы узкого круга интеллигенции;

      преобладание тенденции консервативного дворянского мировоззрения, в то время как параллельно с развитием литературной позиции Карамзина как сентименталиста шло и развитие творчества Радищева, также являвшегося сентименталистом, но проповедующего другое его направление, выражавшее революционные стремления демократии;

      деформация культа природы западных сентименталистов, что выразилось в замене реализма на идеализацию природных и жизненных явлений и в стремлении через описание природы уйти от реальной действительности и найти прекрасный повод не касаться политических вопросов в творчестве;

      изображение внутреннего мира человека во всей его пестроте, случайности, нелогичности и индивидуальности;

      субъективизм - основа и закон творчества, где в качестве главной темы выступает личность человека, изображение человеческой души в субъективном ее понимании;

      понимание литературного произведения как отражающего не объективную реальность окружающего мира, а индивидуальность и личный характер автора;

      ограничение круга анализируемых психологических явлений приятными переживаниями, которые способствовали бы обращению читателя к его собственному душевному миру;

      мир искусства — это мир бегства от реальной классовой борьбы и мир хороших людей;

      критерий эстетический ценности произведения — его способность создать состояние умиления и спокойствия;

      обязательность демонстрации в произведении авторского отношения к излагаемым событиям, ситуациям и явлениям, а также создание ситуации диалога автора с читателем, а не поучение читателя;

      главное содержание повестей Карамзина — эмоции, чувства, настроения героев, которые не анализируются и не объясняются, а служат цели создать у читателя состояние "тихой меланхолии";

      введение романтики в произведение;

      развитие тем бытовой повести на материале русской дворянской действительности, но эти повести не имели реалистического характера, так как не включали в себя описание объективной социальной действительности и опирались на субъективизм;

      появление в произведениях разнообразных личных душевных организаций взамен одной лирической души героя-автора, и этот переход осуществляется благодаря рассказу о простых людях и их переживаниях;

      отрицание необходимости придерживаться жестких жанровых норм и правил, а ориентация на поиск собственных литературных норм и приемов, необходимых для подлинного изображения переживаний и явлений;

      изучение действительности не с целью ее изменения, а с целью ее познания.

4. Значение творчества Карамзина для русской литературы

По мнению большинства исследователей, творчество Карамзина имело следующее важнейшее значение для развития русской литературы:

      преобразование и реформа русского языка:

•        приближение к живой, естественной разговорной речи;

•        выступление против церковно-славянской ориентации языка и его "высокого" стиля;

•        выступление против излишнего использования старых слов и славянизмов;

•        нежелание обращаться к народному, фольклорному языку, а стремление создать новый литературный язык, отличающийся простотой и естественностью изложения;

•        введение изящности и жеманности с целью эстетизации языка;

•        использование французской конструкции фразы и семантики, а также использование многих французских слов, и целью этого является стремление как можно ярче выразить переживание или явление, которому не находилось выражения в русском языке;

•        создание новых русских слов по принципу калькирования с французских и придания старым словам нового смысла;

•        сближение литературного языка с живой разговорной речью дворянства;

•        стремление к приятному и легкому звучанию языка;

      замена педантизма и школярства в стиле изложения на сентиментальность и светскую легкость;

      привитие интереса общества к роману как изображению чувств, внутренних событий и переживаний людей, их внутренней жизни, хотя сами повести Карамзина были ложны в поэтическом отношении;

      введение литературы как профессии, а не как любительства;

      подготовка почвы для восприятия довольно широким кругом читателей творчества не только Жуковского, но и Пушкина;

      создание "Истории государства российского", что способствовало развитию интереса молодежи к прошлому своей страны;

      оказание влияния на многих литераторов своего времени и выполнение роли реорганизатора русской литературы;

      ознакомление русских читателей с творчеством Шекспира через разбор его пьес в "Письмах русского путешественника";

      развитие традиции романтического настроения и открытия индивидуального душевного настроения, что отрицалось канонами классицизма, а впоследствии в литературе XIX в. представлялось творческим методом лирики и прозы сначала романтизма, а затем реализма;

      открытие для русской повествовательной прозы сложного психологического анализа лирического "Я" и соответственно открытие проблемы характера и психологического анализа героя, демонстрация изменяемости душевной жизни и характера героя;

      узаконивание таких повествовательных жанров прозы, как повесть и новелла;

      разработка жанра очерка и художественно написанной статьи;

      утверждение права писателя не подчиняться жестким жанровым требованиям, а создавать новые, индивидуальные и уникальные типы произведений;

      преодоление свойственного многим дворянским писателям того времени культурного сепаратизма - что наиболее ярко видно в "Письмах русского путешественника" и подготовило почву для интернационализма чисто русской культуры Пушкина.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12606