Творчество Карамзина Н.М. (конспект лекции)
1. Русский дворянский сентиментализм и творчество Карамзина 2. Творческий путь и произведения Карамзина 3. Литературная позиция и стиль Карамзина 4. Значение творчества Карамзина для русской литературы 1. Русский дворянский сентиментализм и творчество КарамзинаВ творчестве Н.М. Карамзина нашло свое завершение одно из направлений в развитии русского дворянского сентиментализма. Эти направления можно охарактеризовать следующим образом: ✓ первое направление, имеющее следующие характеристики: • демократическая направленность; • формирование в творчестве Фонвизина и затем активное развитие у Радищева; • ориентация на реалистические тенденции западной буржуазно-демократической литературы; • воплощение революционных стремлений демократии; • развитие реалистических тенденций, в дальнейшем преходящих в тенденцию раннего реализма; ✓ второе направление, имеющее следующие характеристики: • эстетическое оправдание ухода от социальной и политической борьбы в литературе и в жизни; • ликвидация дворянского либерализма; • воплощение консервативного дворянского мировоззрения; • ориентация на предромантические тенденции молодого буржуазного искусства и развитие этих тенденций в русской литературе; • развитие в творчестве Муравьева, Львова, Нелединского-Мелецкого, и завершение в творчестве Карамзина. 2. Творческий путь и произведения КарамзинаКарамзин активно развивался и как писатель, и как сотрудник и издатель различных журналов, при этом он первым сделал литературу профессией, приносящей определенный денежный доход, так как до него все писатели занимались литературным делом, не требуя за это материального вознаграждения и не представляя это своей профессией, так как большинство из них служили на государственной службе. Творческую и литературную деятельность Карамзина составляли: ✓ переводы для журнала "Детское чтение"; ✓ самостоятельное издание "Московского журнала", в котором печаталось множество собственных произведений Карамзина, например, повесть "Бедная Лиза", принесшая автору огромную популярность, и ода "К милости"; ✓ издание альманаха "Аглая" (1793-1794), который также включал в основном произведения самого издателя; ✓ сборник стихотворений и повестей "Мои безделки" (1794); ✓ стихотворный альманах "Аониды" (1796-1799); ✓ издание журнала "Вестник Европы" (1802); ✓ "Письма русского путешественника", которые являются важнейшим литературным произведением Карамзина и имеют следующие характеристики: • использование жанра записок путешествий; • показ общества и природы сквозь призму переживаний автора -путешественника, и это являлось основной установкой сентиментализма в этом жанре; • отличие от "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, так как у Карамзина на первый план выдвинута информационная задача - конкретные сведения о культуре, искусстве, быте и жизни Запада; • использование множества реальных наблюдений, книжных источников и материалов; • описание объективных событий и явлений действительности через демонстрацию личного отношения автора к этим явлениям; • главная тема - не социальная, а индивидуальная, тема личностного "Я"; ✓ повесть "Юлия" (1794), имеющая следующие характеристики: • явилась одном из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе; • во многом предсказала черты и мотивы психологического романа XIX в.; • представляет собой повесть без внешних романтических событий, описывающую личный душевный рост человека; ✓ работа над глобальным историческим произведением "История государства Российского" (всего было создано 12 томов "Истории", которая заканчивалась на описании событий "Смутного времени"); ✓ создание неоконченной повести "Рыцарь нашего времени", в которой впервые в русской литературе была предпринята попытка изобразить психологию ребенка. 3. Литературная позиция и стиль КарамзинаЛитературная позиция и стиль Карамзина отражают реорганизаторские тенденции в русской литературе, и их можно охарактеризовать следующим образом: ✓ тесная связь с политическими взглядами Карамзина, которые сводятся к следующему: • неприятие революции; • склонность к монархизму; • оправдание крепостного права; • стремление к спокойствию и неприятие любых резких переворотов; ✓ стремление к эстетическому преображению всех жизненных и государственных явлений — государственного устройства, жизни, смерти, любви, нищеты, героизма, подлости и др.; ✓ сведение воедино всех элементов дворянского сентиментализма, которые были накоплены в русской литературе к концу XVIII в., что способствовало распространению литературы за пределы узкого круга интеллигенции; ✓ преобладание тенденции консервативного дворянского мировоззрения, в то время как параллельно с развитием литературной позиции Карамзина как сентименталиста шло и развитие творчества Радищева, также являвшегося сентименталистом, но проповедующего другое его направление, выражавшее революционные стремления демократии; ✓ деформация культа природы западных сентименталистов, что выразилось в замене реализма на идеализацию природных и жизненных явлений и в стремлении через описание природы уйти от реальной действительности и найти прекрасный повод не касаться политических вопросов в творчестве; ✓ изображение внутреннего мира человека во всей его пестроте, случайности, нелогичности и индивидуальности; ✓ субъективизм - основа и закон творчества, где в качестве главной темы выступает личность человека, изображение человеческой души в субъективном ее понимании; ✓ понимание литературного произведения как отражающего не объективную реальность окружающего мира, а индивидуальность и личный характер автора; ✓ ограничение круга анализируемых психологических явлений приятными переживаниями, которые способствовали бы обращению читателя к его собственному душевному миру; ✓ мир искусства — это мир бегства от реальной классовой борьбы и мир хороших людей; ✓ критерий эстетический ценности произведения — его способность создать состояние умиления и спокойствия; ✓ обязательность демонстрации в произведении авторского отношения к излагаемым событиям, ситуациям и явлениям, а также создание ситуации диалога автора с читателем, а не поучение читателя; ✓ главное содержание повестей Карамзина — эмоции, чувства, настроения героев, которые не анализируются и не объясняются, а служат цели создать у читателя состояние "тихой меланхолии"; ✓ введение романтики в произведение; ✓ развитие тем бытовой повести на материале русской дворянской действительности, но эти повести не имели реалистического характера, так как не включали в себя описание объективной социальной действительности и опирались на субъективизм; ✓ появление в произведениях разнообразных личных душевных организаций взамен одной лирической души героя-автора, и этот переход осуществляется благодаря рассказу о простых людях и их переживаниях; ✓ отрицание необходимости придерживаться жестких жанровых норм и правил, а ориентация на поиск собственных литературных норм и приемов, необходимых для подлинного изображения переживаний и явлений; ✓ изучение действительности не с целью ее изменения, а с целью ее познания. 4. Значение творчества Карамзина для русской литературыПо мнению большинства исследователей, творчество Карамзина имело следующее важнейшее значение для развития русской литературы: ✓ преобразование и реформа русского языка: • приближение к живой, естественной разговорной речи; • выступление против церковно-славянской ориентации языка и его "высокого" стиля; • выступление против излишнего использования старых слов и славянизмов; • нежелание обращаться к народному, фольклорному языку, а стремление создать новый литературный язык, отличающийся простотой и естественностью изложения; • введение изящности и жеманности с целью эстетизации языка; • использование французской конструкции фразы и семантики, а также использование многих французских слов, и целью этого является стремление как можно ярче выразить переживание или явление, которому не находилось выражения в русском языке; • создание новых русских слов по принципу калькирования с французских и придания старым словам нового смысла; • сближение литературного языка с живой разговорной речью дворянства; • стремление к приятному и легкому звучанию языка; ✓ замена педантизма и школярства в стиле изложения на сентиментальность и светскую легкость; ✓ привитие интереса общества к роману как изображению чувств, внутренних событий и переживаний людей, их внутренней жизни, хотя сами повести Карамзина были ложны в поэтическом отношении; ✓ введение литературы как профессии, а не как любительства; ✓ подготовка почвы для восприятия довольно широким кругом читателей творчества не только Жуковского, но и Пушкина; ✓ создание "Истории государства российского", что способствовало развитию интереса молодежи к прошлому своей страны; ✓ оказание влияния на многих литераторов своего времени и выполнение роли реорганизатора русской литературы; ✓ ознакомление русских читателей с творчеством Шекспира через разбор его пьес в "Письмах русского путешественника"; ✓ развитие традиции романтического настроения и открытия индивидуального душевного настроения, что отрицалось канонами классицизма, а впоследствии в литературе XIX в. представлялось творческим методом лирики и прозы сначала романтизма, а затем реализма; ✓ открытие для русской повествовательной прозы сложного психологического анализа лирического "Я" и соответственно открытие проблемы характера и психологического анализа героя, демонстрация изменяемости душевной жизни и характера героя; ✓ узаконивание таких повествовательных жанров прозы, как повесть и новелла; ✓ разработка жанра очерка и художественно написанной статьи; ✓ утверждение права писателя не подчиняться жестким жанровым требованиям, а создавать новые, индивидуальные и уникальные типы произведений; ✓ преодоление свойственного многим дворянским писателям того времени культурного сепаратизма - что наиболее ярко видно в "Письмах русского путешественника" и подготовило почву для интернационализма чисто русской культуры Пушкина. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12606
| |