Повести Карамзина: анализ произведений
В первой половине 1790-х гг. Карамзин написал свои наиболее известные повести: "Фрол Силин" (1791), "Бедная Лиза" (1792),"Наталья, боярская дочь", "Остров Борнгольм" (1794). Повести Карамзина "Фрол Силин, благодетельный человек" и "Бедная Лиза" сближает крестьянская тема, ставшая одной из центральных во всей последующей русской литературе. Следует, однако, признать, что социальные критерии Карамзин нередко подменяет нравственными. Анализ повести Карамзина "Фрол Силин"Фрол Силин — идеализированный образ зажиточного крестьянина, отличающегося исключительной добротой. Во время голода он даром раздает хлеб жителям деревни, помогает крестьянам двух сгоревших деревень, у помещика выкупает двух крепостных девок и выдает их замуж с богатым приданым. Благоденствие Фрола автор объясняет его трудолюбием и добропорядочностью. Герой повести "лучше других обрабатывал свою землю, всегда более других сбирал хлеба...". Образом Силина автор старается доказать, что при помощи доброты и сострадательной любви можно преодолеть тяжелые невзгоды в жизни. Анализ повести Карамзина "Бедная Лиза"Самая популярная повесть Карамзина, имевшая огромный успех и вызвавшая многочисленные подражания, — "Бедная Лиза". В повести рассказывается о печальной истории молодой крестьянки Лизы, обольщенной, брошенной и доведенной до самоубийства молодым аристократом Эрастом. Однако Карамзин не заостряет внимания читателя на социальных противоречиях, всецело сосредоточившись на исследовании душевного состояния своих героев. Аристократа Эраста в конечном счете он изображает таким же несчастным, как и утопившуюся "бедную" Лизу и в характерном для сентиментализма проникновенно-религиозном духе в конце повести высказывает надежду на то, что после смерти "они уже примирились". Как и в предыдущей повести, Карамзин идеализирует крестьянскую жизнь. И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высочайших моральных качеств. Отец "любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь". Мать хранит возвышенную и светлую память о муже, постоянно скорбя о нем, "ибо и крестьянки любить умеют!" Лишь вскользь писатель подтверждает социальное положение Лизы-крестьянки, отмечая, что она "трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве". Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству. Не менее убедительно показана и внутренняя жизнь Эраста, наделенного "изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным". Автор отмечает благородное воздействие любви к Лизе на его характер: "Видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее", но и свидетельствует, что после того, как Лиза отдалась ему, она перестала быть для него "сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы". Образ Эраста — несмотря на смягчение над ним авторского приговора — более реалистичен, чем образ Лизы. Исследователи не без основания видят в нем первое проявление в русской литературе "разочарованного" и "странного" молодого человека, предшественника онегинско-печоринского типа. "Бедная Лиза" насыщена чувствительными излияниями и восклицаниями рассказчика. В решающие моменты печальной истории автор дает оценку происходящих событий и поведения героев. "Ах! Лиза, Лиза, что с тобою сделалось?" — вопрошает он, когда героиня, сознавая растущее в душе чувство любви к Эрасту, всю ночь не смыкает глаз. Стараясь осудить бессердечность Эраста, автор восклицает: "Я забываю о человеке в Эрасте, готов проклинать его, но язык мой не движется; смотрю на небо и слеза катится по лицу моему. Ах! почему не пишу роман, а печальную быль!" Личность рассказчика повсеместно присутствует в повести. В сентиментальном духе даются в повести и описания природы - окрестностей Москвы и "мрачных готических башен" монастыря. В этих лирически окрашенных описаниях также сквозит характерное для сентиментализма противопоставление города деревне: с одной стороны, Москва — "ужасная громада домов и церквей, с другой — "густо-зеленые цветущие луга", "река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок", "дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада" и т.д. Анализ повести Карамзина "Остров Борнгольм"Среди повестей Карамзина, написанных уже под влиянием романтизма, наиболее значителен "Остров Борнгольм" (1793). Действие этой стройно и занимательно рассказанной повести полно тайн и ужасов: молодой изгнанник тоскует по утраченной любви, молодая девица томится в подземной тюрьме, куда, как можно предположить, отец заключил ее за то, что они — брат и сестра — влюбились друг в друга. Выразительным фоном этой романтической истории о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы, и о страшном наказании служит мрачная природа Скандинавии и средневековая атмосфера: древний готический замок и царящие в нем суровые, неумолимые нравы. Своей зловещей и мистически окрашенной романтикой, дотоле неведомой в русской литературе, повесть эта не менее "Бедной Лизы" поразила современников. Анализ повести Карамзина "Марфа Посадница, или покорение Новгорода""Марфа Посадница, или покорение Новгорода" — лучший образец карамзинской исторической повести. Действие ее происходит в XVI в. В повести сталкиваются два начала: объединительные устремления Ивана III и защита новгородской вольности, главной представительницей которой и является Марфа Борецкая. Оба этих начала в равной мере могут вызвать симпатию автора; первое — выражением идеи единой, сильной, самодержавной Руси, второе — героической защитой свободы и независимости. Марфа изображается Карамзиным как "чудная женщина", энергичная, решительная, героическая, всеми средствами и жертвенно защищающая свободу своего города. Иван III, сломив сопротивление Новгорода и жестоко расправившись с его жителями, присоединил Новгородскую землю к Московской Руси. Таким образом, в историческом плане торжество монархии приветствуется автором и соответствует его социально-политическому мировоззрению. Но автор исполнен самых высоких чувств к трагической и героической судьбе Марфы, которая в повести является идейным противником князя Холмского, посла московского царя. Марфа обращается к памяти легендарного борца за вольность и независимость Новгорода — Вадима, смело выступившего против Рюрика: "Вадим! Вадим! Здесь лилась священная кровь твоя; здесь призываю небо и тебя во свидетели, что сердце мое любит славу отечества и благо граждан". Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4906
| |