Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Карамзин Н.М.

Повести Карамзина: анализ произведений

  • Статья
  • Еще по теме

В первой половине 1790-х гг. Карамзин написал свои наиболее известные повести: "Фрол Силин" (1791), "Бедная Лиза" (1792),"Наталья, боярская дочь", "Остров Борнгольм" (1794). Повести Карамзина "Фрол Силин, благодетельный человек" и "Бедная Лиза" сближает крестьянская тема, ставшая одной из центральных во всей последующей русской литературе. Следует, однако, признать, что социальные критерии Карамзин нередко подменяет нравственными.

Анализ повести Карамзина "Фрол Силин"

Фрол Силин — идеализированный образ зажиточного крестьянина, отличающегося исключительной добротой. Во время голода он даром раздает хлеб жителям деревни, помогает крестьянам двух сгоревших деревень, у помещика выкупает двух крепостных девок и выдает их замуж с богатым приданым. Благоденствие Фрола автор объясняет его трудолюбием и добропорядочностью. Герой повести "лучше других обрабатывал свою землю, всегда более других сбирал хлеба...". Образом Силина автор старается доказать, что при помощи доброты и сострадательной любви можно преодолеть тяжелые невзгоды в жизни.

Анализ повести Карамзина "Бедная Лиза"

Самая популярная повесть Карамзина, имевшая огромный успех и вызвавшая многочисленные подражания, — "Бедная Лиза". В повести рассказывается о печальной истории молодой крестьянки Лизы, обольщенной, брошенной и доведенной до самоубийства молодым аристократом Эрастом. Однако Карамзин не заостряет внимания читателя на социальных противоречиях, всецело сосредоточившись на исследовании душевного состояния своих героев. Аристократа Эраста в конечном счете он изображает таким же несчастным, как и утопившуюся "бедную" Лизу и в характерном для сентиментализма проникновенно-религиозном духе в конце повести высказывает надежду на то, что после смерти "они уже примирились".

Как и в предыдущей повести, Карамзин идеализирует крестьянскую жизнь. И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высочайших моральных качеств. Отец "любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь". Мать хранит возвышенную и светлую память о муже, постоянно скорбя о нем, "ибо и крестьянки любить умеют!" Лишь вскользь писатель подтверждает социальное положение Лизы-крестьянки, отмечая, что она "трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве".

Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.

Не менее убедительно показана и внутренняя жизнь Эраста, наделенного "изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным". Автор отмечает благородное воздействие любви к Лизе на его характер: "Видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее", но и свидетельствует, что после того, как Лиза отдалась ему, она перестала быть для него "сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы". Образ Эраста — несмотря на смягчение над ним авторского приговора — более реалистичен, чем образ Лизы. Исследователи не без основания видят в нем первое проявление в русской литературе "разочарованного" и "странного" молодого человека, предшественника онегинско-печоринского типа.

"Бедная Лиза" насыщена чувствительными излияниями и восклицаниями рассказчика. В решающие моменты печальной истории автор дает оценку происходящих событий и поведения героев. "Ах! Лиза, Лиза, что с тобою сделалось?" — вопрошает он, когда героиня, сознавая растущее в душе чувство любви к Эрасту, всю ночь не смыкает глаз. Стараясь осудить бессердечность Эраста, автор восклицает: "Я забываю о человеке в Эрасте, готов проклинать его, но язык мой не движется; смотрю на небо и слеза катится по лицу моему. Ах! почему не пишу роман, а печальную быль!" Личность рассказчика повсеместно присутствует в повести.

В сентиментальном духе даются в повести и описания природы - окрестностей Москвы и "мрачных готических башен" монастыря. В этих лирически окрашенных описаниях также сквозит характерное для сентиментализма противопоставление города деревне: с одной стороны, Москва — "ужасная громада домов и церквей, с другой — "густо-зеленые цветущие луга", "река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок", "дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада" и т.д.

Анализ повести Карамзина "Остров Борнгольм"

Среди повестей Карамзина, написанных уже под влиянием романтизма, наиболее значителен "Остров Борнгольм" (1793). Действие этой стройно и занимательно рассказанной повести полно тайн и ужасов: молодой изгнанник тоскует по утраченной любви, молодая девица томится в подземной тюрьме, куда, как можно предположить, отец заключил ее за то, что они — брат и сестра — влюбились друг в друга. Выразительным фоном этой романтической истории о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы, и о страшном наказании служит мрачная природа Скандинавии и средневековая атмосфера: древний готический замок и царящие в нем суровые, неумолимые нравы. Своей зловещей и мистически окрашенной романтикой, дотоле неведомой в русской литературе, повесть эта не менее "Бедной Лизы" поразила современников.

Анализ повести Карамзина "Марфа Посадница, или покорение Новгорода"

"Марфа Посадница, или покорение Новгорода" — лучший образец карамзинской исторической повести. Действие ее происходит в XVI в. В повести сталкиваются два начала: объединительные устремления Ивана III и защита новгородской вольности, главной представительницей которой и является Марфа Борецкая. Оба этих начала в равной мере могут вызвать симпатию автора; первое — выражением идеи единой, сильной, самодержавной Руси, второе — героической защитой свободы и независимости. Марфа изображается Карамзиным как "чудная женщина", энергичная, решительная, героическая, всеми средствами и жертвенно защищающая свободу своего города. Иван III, сломив сопротивление Новгорода и жестоко расправившись с его жителями, присоединил Новгородскую землю к Московской Руси. Таким образом, в историческом плане торжество монархии приветствуется автором и соответствует его социально-политическому мировоззрению. Но автор исполнен самых высоких чувств к трагической и героической судьбе Марфы, которая в повести является идейным противником князя Холмского, посла московского царя. Марфа обращается к памяти легендарного борца за вольность и независимость Новгорода — Вадима, смело выступившего против Рюрика: "Вадим! Вадим! Здесь лилась священная кровь твоя; здесь призываю небо и тебя во свидетели, что сердце мое любит славу отечества и благо граждан".

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4906