Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 202
Показано материалов: 111-120
Страницы: « 1 2 ... 10 11 12 13 14 ... 20 21 »

В XVIII в. в европейском искусстве господствующим направлением становится классицизм. В основе новой художественной системы лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм не требовал от художника оригинальности. Подобно тому как математическую задачу следует решать, стремясь не к оригинальности, а к правильности, творение искусства ориентируется на вечные и единые для всех законы.


В изобразительном искусстве первой четверти XX века выделились основатели кубизма Ж. Брак и П. Пикассо, под влиянием которых складывалось творчество одного из лидеров литературного авангарда того времени, французского писателя Г. Апполинера. Футуристы сознательно порывали с традициями классической литературы, обожествляя технику и мир, в котором побеждает скорость и энергия. 


В 1910-е годы одновременно с акмеизмом возникает множество авангардистских течений. Термин «авангард» означает «передовой отряд». Художники, сторонники данного направления во всех областях искусства, в частности, в литературе, проповедовали новаторство, обновление, отказ от сложившихся канонов и традиций. Ценность произведения они видели в новизне и смелости его содержания и формы. 


Символизм (фр.symbolisme, от греч. symbol — символ, условный знак) возник во Франции в конце XIX века. В основу эстетической программы символизма были положены взгляды ряда философов. А. Шопенгауэр в своем труде под названием «Мир как воля и представление» создал пессимистическую идеалистическую концепцию мира и полагал, что искусство зиждется на интуитивном познании и прозрении. 


Акмеизм – это направление в русской поэзии, образовавшееся в противовес  символизму во втором десятилетии 20 века. Ведущим теоретиком акмеизма был Н. Гумилев, организационным центром - Цех поэтов в Санкт-Петербурге/Петрограде. Главными представителями этого направления помимо Гумилева были А. Ахматова и О. Мандельштам. 


Если в XIX веке произведение вбирало в себя многочисленные сведения биографического, социального, исторического характера, то текст освобождался от обязательств учитывать жизненные обстоятельства, которые легли в основу повествований. Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем.


Слово «миф» происходит от греческого mythos, что означает «слово, речь». Миф в истории культуры человечества проходит череду изменений, почти метаморфоз. На ранних стадиях развития — художественное мышление мифологическими образами. Затем мифологические образы выполняют функцию художественного приема. 


В строках стиха чередоваться могут не стопы, а ритмические доли, имеющие по одному ударению. Доли эти могут быть равносложными (в первой и третьей строках), но могут иметь и разное количество слогов (во второй и четвертой строках). Такой стих носит название дольника. Классические образцы его дает поэзия Фета:


Стихотворная речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение ритмичности в протекании речи.


В живой языковой практике значение слова не постоянно, изменчиво, обнаруживает устойчивую тенденцию к расширению. В поэтическом языке оно принципиально многозначно, полисемантично. По меткому выражению О. Мандельштама в "Разговоре о Данте", "любое слово является пучком и смысл торчит из него в разные стороны"; в другой своей теоретической работе «Заметках о поэзии» поэт уточняет: «Поэтическую речь живит блуждающий многосмысленыый корень».


1-10 11-20 ... 91-100 101-110 111-120 121-130 131-140 ... 191-200 201-202