Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Модернизм как основа более поздних эстетических систем

  • Статья
  • Еще по теме

В изобразительном искусстве первой четверти XX века выделились основатели кубизма Ж. Брак и П. Пикассо, под влиянием которых складывалось творчество одного из лидеров литературного авангарда того времени, французского писателя Г. Апполинера. Футуристы сознательно порывали с традициями классической литературы, обожествляя технику и мир, в котором побеждает скорость и энергия.

Экспрессионисты отобразили в своем творчестве внутренние переживания субъекта. Для более точного их воссоздания они передавали окружающий мир в деформировавшихся, искаженных образах. На волне антивоенного протеста возник дадаизм, представители которого откровенно отказались от участия в войне, от традиций предыдущего искусства. Дадаисты превратили искусство в «антиискусство»: подменив художественное произведение реалиями вещного мира, они «растворили» искусство в мире вещей, выделили абсурдность как отдельный художественный прием.

Сферу подсознательного признали источником искусства представители сюрреализма (термин, изобретенный Г. Апполинером), которые вводили в искусство «ошеломляющие» образы. Автоматизм письма, сочетание несочетаемого, внимание к звукописи и отрицание знаков препинания — все это определяет художественный метод и поэтику сюрреалистов. Прием «потока сознания» вошел в широкий обиход в начале 1910—1920-х годов благодаря творчеству Дж. Джойса, М. Пруста и др. Во второй половине XX века появились неоавангардистские течения и школы: школа «нового романа» во Франции, «конкретная поэзия» в Англии, Германии, России и др. В. Некрасов «авангардом авангарда» считал концептуализм (представители — Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др.). пародировавший клише советской идеологии.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1343