Модернизм: определение и особенности
Модернизм – термин, который употребляется в нескольких значениях. Так, Возрождение по сравнению со Средневековьем явилось проявлением «модернизма». Для отличия модернизма как "любого нового метода в искусстве" от модернизма в узком смысле, относящегося к периоду рубежа XIX-XX столетий, существует еще термин "палеомодернизм": его употребляют для обозначения любых проявлений нового, до 1910-х гг. Однако нужно учитывать, что всегда, даже в ситуациях, когда непосредственно воспринимается лишь "коренная ломка традиций", существует преемственность прежнего, бывшего и нового, только нарождающегося. Нередко модернизм в искусстве прямо отождествляется с авангардом (modern-art, avant-gard). Однако модернизм не исчерпывается авангардом, который является лишь наиболее активной и противоречивой его частью: здесь сосредоточивается эпатаж, бунт против всего устоявшегося, напряженные, во что бы то ни стало, поиски новых форм и назначения искусства. Авангард в своих поисках порой выходит за границы художественности, существует на тонкой грани между искусством и неискусством. Модернизм эпохи рубежа XIX-XX вв., т.е. модернизм в собственном смысле, - направление в культуре, противопоставленное классической (в широком понимании) гармонии. Противопоставление происходит в основном благодаря появлению новых форм и нового языка искусства. Мировоззренческой основой модернизма явилось возникшее в период "конца века" или «рубежа веков» умонастроение. Наука достигла небывалых ранее вершин. Прогресс стимулировал веру в человека. Восторжествовало так называемое «секулярное» мышление, в основе которого - чувство отделенности и независимости человека от бога. Человек начал гордиться своей самостоятельностью и могуществом, способностью победить или обуздать стихийные силы природы. С другой стороны, стремительно утрачивалось чувство целостности, ощущение незыблемого, постоянного мира с неизменным божественным правопорядком. В этом смысле Первая мировая война - закономерное следствие модернистских умонастроений в человеческом обществе. Кризис европейской цивилизации, ощущавшийся многими деятелями культуры (см., например, «Закат Европы» Шпенглера и др.), крах традиционного религиозного сознания и идеи традиционного общества, в котором механизм развития практически совпадает с механизмом преемственности, желание преодолеть позитивистские идеи «пользы» в ущерб «красоте», и, наконец, сомнения во всемогуществе науки - все эти факторы также являются признаками модернистского миропонимания. "Свобода" от бога, возникшая во второй половине XIX столетия идея "смерти Бога" (Ф. Ницше) породила и другую - мистическую — тенденцию: хироманты, оккультисты, теософы и др. стремились любыми способами восстановить казавшуюся утраченной связь человека если не с Творцом, то по крайней мере с "абсолютом", «идеальным миром», "Космосом" и др. Постепенно воцарявшиеся в обществе апокалиптические настроения нуждались в некоторой, хотя бы частичной, компенсации, хотя и не поддавались нивелированию. Вот почему идеологическая основа модернизма строится на основе множества возникавших в то время направлений в философии - среди них интуитивизм, феноменология, философия жизни, фрейдизм, прагматизм, позитивизм и неопозитивизм и др. Модернизм уделяет огромное внимание тем фазам развития человека и человечества, на которых проявляется целостность восприятия мира. Отсюда, во-первых, пристальный интерес к культурам первобытных народов - как древних, так и находящихся вне общего движения европейской цивилизации. Настоящим открытием стало народное искусство африканцев, коренного населения Америки, северных народов и народностей и др. «Детство человечества» оказалось противопоставлено его «цивилизованности». С другой стороны, призыв Христа «будьте как дети» начинает восприниматься художниками и теоретиками искусства буквально: именно на рубеже XIX-XX вв. возникает интерес к внутреннему миру ребенка, вообще к периоду детства как к чему-то полноценному, самодостаточному. Ранее лишь самостоятельная взрослая жизнь считалась «настоящей», действительной, а начальный период жизни человека воспринимался как «репетиция»: его нужно было поскорее пройти, чтобы стать членом общества. Ребенок еще в XIX столетии - это маленький взрослый, стремящийся соответствовать заданной "идеальной" модели. К концу столетия мы видим огромное количество литературных произведений, созданных (и иллюстрированных) специально для детей, причем назидательность начинает уступать лидирующие позиции художественности. В России первенство здесь принадлежит «Крокодилу» К. И. Чуковского. Тогда же возникает настоящая индустрия детских игрушек, аналогов которой не было ранее. Исследователи творчества Чуковского В. Перельмутер и М.Петровский подчеркивают, что соответствие текста восприятию ребенка, стремление автора говорить со своим читателем на понятном и свойственном тому языке оказалось для словесности революционным и породило феномен русской детской литературы XX столетия (в иных странах были свои революции). В. Перельмутер отмечает, что иллюстраторы Чуковского, среди которых - В Лебедев. В. Конашевич, М. Добужинский и др. - являли собой символические фигуры для различных направлений отечественного модернизма, а с другой стороны - определили облик "книжки с картинками" чуть ли не на столетие вперед. Внимание к детству - скорее мирочувствование, чем идеология. Отходя от канонов классицизма, отказываясь от гарантированного совершенства, художник находит новую изобразительность. В известных ситуациях она «работает» на возникновение яркой, непосредственно-болевой реакции зрителя на то или иное произведение и на стоящую за ним внеэстетическую проблему: такова "Герника" П. Пикассо (1937). Испанский городок Герника был уничтожен фашистскими бомбами. Трагедия насильственной смерти передаётся художником не с помощью конкретно выстроенного сюжета, который можно пересказать (ср. «Последний день Помпеи» К. Брюллова). Полотно заполнено обломками, фрагментами тел людей и животных. Выполнены они так, как рисуют дети, композиция калейдоскопична, и оттого впечатление оказывается ошеломляющим. Ребенок открыт миру и не знает искусственных, «знаковых» границ: социализация - «общественный договор» взрослых. Благодаря «детскому» взгляду на мир в модернизме преодолеваются различия между культурами, осуществляется диалог культур (наиболее яркий пример - проникновение западной художественной культуры в недра японской, китайской). Непосредственный контакт с любой реальностью и преодоление всего, что препятствует общению, является основным побудительным мотивом для художников-модернистов. Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007
🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4930
| |