Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Державин Г.Р.

Творчество Державина Г.Р. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества Державина

2. Черты реализма в творчестве Державина

3. Изображение личности в творчестве Державина

4. Произведения Державина

1. Характеристика творчества Державина

Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:

      первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;

      ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;

      ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;

      разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.

Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику:

      принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;

      культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;

      создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;

      гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;

      черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;

      проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.

2. Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

      постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

      воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

      изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

      открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

      игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

•        название любого стихотворного произведения Державина одой;

•        использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

•        сочетание в одном стихотворении разных размеров;

•        использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда - использование вольного стиха;

      новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

•        разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

•        стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

•        использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

-        выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

-        связь речи с фольклором;

-        отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

•        использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в "высоких" жанрах, например в оде.

3. Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

      способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его "безликим" героем, не имеющим своей индивидуальности;

      подготовила "рождение человека" в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

      открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

•        образах русской природы;

•        картинах русского быта;

•        описании идеала человека;

•        демократизме идеального героя;

•        особенностях поэтической речи;

      изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

      создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

      неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

      создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

4. Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

      первые литературные опыты:

•        прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

•        сборник од "Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае", в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

      первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

•        ода "Ключ", в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

•        ода "На рождение порфирородного отрока";

•        ода "На смерть кн. Мещерского", в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

      ода "Бог" (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

      похвальная ода "К Фелице" (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

•        похвала императрице;

•        живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

•        насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

•        изображение действительности во всем ее многообразии;

•        переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

      множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той "высокой" напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

•        "Ода на взятие Измаила" (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

•        ода "Вельможа" (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

•        ода "Водопад" (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

      "Евгения. Жизнь Званская", явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
31
Рассказать друзьям:
Просмотров: 16600