Меню сайта

Статьи » Литература 18 века » Державин Г.Р.

Биография и творчество Державина Гавриила Романовича

Жизненный путь одного из крупнейших русских поэтов (и не только XVIII века) Гавриила Романовича Державина (1743-1816), сына своего, "безумного и мудрого" времени, представляет собой картину захватывающего воображение превращения обыкновенного солдата в министра, одного из крупнейших и влиятельнейших сановников, превращения вполне заурядного по происхождению и образу мыслей человека в поэта, открывшего современникам красоту русского стиха и создавшего произведения, в которых "сердечная простота" органично соединялась с высоким гражданским звучанием и художественным совершенством.

В стихотворении "Арфа" Державин рассказывает о своем детстве, прошедшем в провинции, в деревне недалеко от Казани, называя это время "колыбелью своих первоначальных дней”, рассказывает с легкой грустью, потому что воспоминания детства большей частью были тяжелыми: "бешеный нрав" отца, бесконечные тяжбы его с соседями, мелкие "победы и поражения"... В этом же стихотворении, оглядывая прошлое, Гавриил Державин написал удивительные слова о том, какое место в душе человека занимает Родина: "Отечества и дым нам сладок и приятен"...

В 1762-м году Державина, тогда гимназиста, вытребовали в Петербург, т.к. выяснилось, что он с детства был записан в Преображенский полк и должен был стать солдатом. Казарма, в которой жили солдаты (некоторые - с семьями) была не самым лучшим местом для жизни, а тем более - для творчества, но именно здесь Державин, вперемежку с письмами для сослуживцев, "марал стихи", здесь же проявились унаследованные им от отца "бешеный нрав", горячность, страсть к азартным играм. Только в 1772-м году, в очень зрелом по тем временам возрасте для этого, Державин получил первый офицерский чин, что несколько улучшило его материальное положение.

В 1773-м году в печати появляются первые "литературные опыты" Державина, в конце этого же года он добровольно отправляется на подавление восстания под предводительством Емельяна Пугачева, видя в этом хороший шанс для продвижения по службе. Об умонастроениях Державина в этот период можно судить по его оде "На знатность" (1774), в которой поэт утверждает, что главным достоинством дворянина являются "Заслуга, честь и добродетель", и призывает тех, кто богат и знатен: "О князи мира, не гордитесь..."

В 1776-м году выходит отдельная книга од писателя, которая фактически остаётся незамеченной, и Державин, у которого уже есть опыт потери (ему пришлось однажды, в марте 1770-го года, сжечь все свои вещи, в том числе и созданные к тому времени стихотворения), относится к этому спокойно. Тем более, что у него были в это время более важные проблемы: после подавления восстания Пугачева он так и не получил ожидаемого вознаграждения, а в конце 70-х годов его вообще увольняют из армии. В это же время Гавриил Державин начинает свою службу в Сенате, в 1778-м году женится, становится центром литературного кружка, в который входят В. В. Капнист, Н. А. Львов, И. И. Хемницер. Все эти изменения в жизни приводят к тому, что с 1779-го года для Державина, как он сам признается, начинается "новый путь" в литературе.

Однако подлинная литературная слава пришла к поэту только в 1883-м году, когда была напечатана его знаменитая ода "Фелица", которая до этого долгое время "ходила в списках". Она представляет собой "гимн просвещенному монарху", который вынужден противостоять косности, лености и развращенности своих вельмож, наставляя их на путь истинной добродетели. Уже само название оды однозначно указывало на то, что Державин обращается к императрице Екатерине (ведь сам образ Фелицы взят из "Сказки о царевиче Хлоре", сочинённой Екатериной), добродетели которой и воспевает. Разумеется, это произведение было воспринято "Фелицей" весьма благосклонно, оно отличалось несомненным поэтическим дарованием и могло быть очень полезным в создании образа "просвещенной государыни".

После появления "Фелицы" служебная деятельность Державина приняла совсем другие масштабы: он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, а позднее и в Тамбовской, где ему удалось провести значительные преобразования, улучшить жизнь горожан, но... вспыльчивый нрав и здесь дал себя знать: его губернаторство закончилось судебным разбирательством в Сенате, отстранением от должности. Это благоприятно сказалось на поэтическом творчестве Державина, который создает ряд од, участвует в "Московском журнале", сближается с Карамзиным и Дмитриевым.

В 1791-м году поэт назначен кабинет-секретарем императрицы, что было весьма значительной придворной должностью. Однако желание императрицы получить в лице своего кабинет-секретаря придворного поэта не исполнилось, "птичка" не стала петь, наоборот, Державин, со свойственной ему горячностью, посвятил себя государственным делам, за что и был отстранен от должности... А попытка снова добиться монаршей милости (в 1795-м году поэт преподнёс государыне рукописный том своих избранных стихотворений) закончилась объяснениями по поводу того, что ода "Властителям и судиям" никоим образом не связана с событиями французской революции, что она представляет собой всего лишь "переложение" 81-го псалма...

После смерти Екатерины Державин рассчитывал, что Павел I воспользуется его услугами как государственного деятеля, но всё произошло с точностью до наоборот: несдержанный поэт и несдержанный император разошлись во взглядах на то, подобает ли Державину быть правителем канцелярии Государственного совета, и последний "в бешенстве" выставил поэта из кабинета... И, хотя он вынужден был занять указанное место, его отношение к возможности положительных изменений в жизни общества благодаря "мудрому правителю", существенно изменилось, что нашло выражение в творчестве конца 90-х годов. "К правде", "На гроб неудачного" - в этих произведениях можно увидеть следы душевного надлома "неудачного", коим он себя почитает, столкнувшегося с тем, что "верность та моя напрасна…".

С приходом к власти Александра I Гавриил Державин надеется на изменения в общественной жизни и своей судьбе, и вначале эти надежды оправдываются: он получает назначение на должность министра юстиции, однако "слишком ревностно служит", и ему приходится уйти в отставку. Начался последний период литературной деятельности поэта, которому теперь не приходилось разрываться между службой и служением музам. В 1804-м году выходит книга "Анакреонтические стихи", это была по преимуществу любовная лирика, которая была воспринята читателями с подлинным восторгом, книга имела огромный успех. Значительным событием в культурной жизни начала XIX века стал выход четырехтомного собрания сочинений Державина, в трех томах лирики которого впервые были напечатаны многие стихотворения поэта, известные до этого только по спискам. Это Собрание сочинений в полной мере показало гуманистическую позицию писателя, его гражданственность, восхищение человеческой душой, которая для него была намного выше чинов, званий и прочих, столь ценимых в обществе, "знаков отличия". Гордое звание "Человек" - вот что превыше всего ценил Державин.

В 1811-м году литературный кружок Державина превратился в "Беседу любителей российского слова", "официальное" литературное общество, против которого впоследствии активно выступал небезызвестный "Арзамас" - такой была литературная (и не только!) полемика тех лет. К этому же времени относится создание Державиным своих автобиографических "Записок", в которых практически нет Державина-поэта, это "великолепный донос потомству на самого себя" как на чиновника...

Скончался Державин в своем имении Званке, которое было прославлено им в послании "Евгению. Жизнь званская" и в котором ему долгие годы было так отрадно заниматься поэзией.

Поэтическое творчество Державина, безусловно, принадлежит своему времени и отражает свою эпоху. Его оды достаточно типичны для просветительской поэзии, в них наличествуют присущие ей образы и идеи, в целом критика Державиным современной ему жизни не выходит за рамки просветительства. Однако нельзя не заметить, что поэзия Державина восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, в лучших своих произведениях он предстает человеком, для которого высшей ценностью в мире являются равенство между людьми, свобода, милосердие и готовность помочь ближнему, справедливость в общечеловеческом, восходящему к христианскому, понимании этого слова. В оде "Властителям и судиям" (окончательная редакция относится к 1787-му году) он, опираясь на текст библейского псалма, утверждает равенство "земных богов" и "последнего раба" перед "всевышним богом", перед которым каждый из смертных предстает в свой час для того, чтобы ответить за содеянное им на земле. По мысли Державина, "земной бог" ответственен за ту власть, которой он наделён, поскольку эта власть дана ему для воплощения и утверждения в жизни высшей воли, а вместо этого – "Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса". Поэтому лирический герой стихотворения обращается к Богу с просьбой восстановить справедливость, попранную темными владыками "Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!".

Творчество Державина высоко оценивали современники и потомки, и, наверное, уместно привести слова декабриста А. А. Бестужева: "К славе народа и века явился Державин...". Его поэтическое наследие неоднородно, но в лучших своих произведениях он и в самом деле стал "славой народа и века".

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Державин Г.Р. | Добавил: katerina510 (05.07.2017)
Просмотров: 32 | Теги: державин, творчество Державина
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar