Главная » Статьи » Литература 17 века » Общие статьи |
В категории материалов: 12 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
В «Повести о Карпе Сутулове» бытовых черт несколько меньше и они более общего характера, чем в повестях о Савве Грудицыне и Фроле Скобееве. Тем не менее действие повести развивается в русской бытовой обстановке: в произведении изображается уклад жизни крупного купечества. |
«Повесть о Фроле Скобееве (История о российском дворянине Фроле Скобееве)» (возникла, вероятно, в 80‑е гг. ХVII в.) выходит из круга исторической, житийно-демонологической и морально-нравоучительной тематики средневековья в область легкого и занимательного рассказа. |
Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние. Термин «сатирическая литература» применительно кповестям ХVII в. Использовали А.С. Архангельский, В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий. |
Жанры исторического повествования (историческая повесть, сказание) в ХVII в. претерпевают значительные изменения. Остается лишь оболочка средневекового историзма, внешние приемы. Авторы искали своих персонажей на страницах летописей и хронографов, но уже не заботились о том, чтобы их поступки хотя бы приблизительно соответствовали тому, что в этих летописях и хронографах сказано. |
Хворостинин-Старков Иван Андреевич (ум. 1625) — государственный деятель, писатель, поэт. Происходил из ярославских князей, преуспевших во времена опричнины; родственник Л.М. Курбского и С.И. Шаховского. При Лжедмитрии I — фаворит (на свадьбе самозванца — кравчий); несмотря на юный возраст, пользовался большим влиянием. В 1606 г. за близость к Лжедмитрию и за «шатость в вере» сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. |
Светский театр появляется на Московской Руси в царствование Алексея Михайловича, целью его было развлекать зрителя, «прохлаждать» и отчасти поучать его. Инициатива «учинить комедию» исходила от царя и его ближайшего окружения (боярин А.С. Матвеев). В 1672 г. во исполнение воли государя пастор и учитель И.-Г. Грегори создавал репертуар театра и осуществлял первые постановки пьес. |
Родом из Курска. С 24 лет он служил подьячим в Приказе тайных дел. С 1665 г. (по крайней мере, до 1668 г.), с сохранением чина, ученик Заиконоспасской школы Симеона Полоцкого, староста в ней. В 1668 г. с А. Ордын-Нащокиным ездил в Курляндию на переговоры со шведами. В 1672 г. удалился в путивльский Молченский монастырь, принял постриг. |
Юрий родился в г. Бихаче в обедневшей семье хорватских дворян, на территории Османской империи. Учился в Загребской семинарии, в венской коллегии для хорватов, в венгро-хорватской Колонии в Болонье, в римском коллегиуме Св. Афанасия, находившемся в ведении Конгрегации пропаганды веры и готовившем миссионеров — борцов за унию православия и католицизма. |
Епифаний Славинецкий (ум. 1675) — монах, переводчик, духовный писатель, поэт. Родом белорус или украинец, окончил Киевскую братскую школу, учился за границей (возможно, в Краковской академии). Преподавал греческий язык в Киевской коллегии. По просьбе царя Алексея Михайловича (по другим сведениям, боярина Ф.М. Ртищева) прибыл в Москву и организовал школу «ради научения славянороссийского народа детей еллинскому наказанию». |
Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 — 1709) — церковный деятель, духовный писатель. Дмитрий Ростовский родился в семье реестрового казака, в 1662—1665 гг. учился в Киево-Могилянской академии. С ранних лет испытывал влечение к иноческой жизни: с 1668 года — монах в Кирилловом монастыре. В 1677—1679 гг.— в Литве, куда отправлялся на поклон к иконе и где пользовался покровительством архимандрита Феодосия Василевича, ярого противника Москвы. |