Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 17 века » Общие статьи

В категории материалов: 9
Показано материалов: 1-9
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография-исповедь Аввакума Петрова. «Житие...», как и большинство сочинений главы старообрядчества, написано в Пустозерском заточении (местность в устье р. Печоры), где в «земляной яме» (тюрьме) он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. Свою автобиографию Аввакум несколько раз перерабатывал (1672—1675 гг.).


Хворостинин-Старков Иван Андреевич (ум. 1625) — государственный деятель, писатель, поэт. Происходил из ярославских князей, преуспевших во времена опричнины; родственник Л.М. Курбского и С.И. Шаховского. При Лжедмитрии I — фаворит (на свадьбе самозванца — кравчий); несмотря на юный возраст, пользовался большим влиянием. В 1606 г. за близость к Лжедмитрию и за «шатость в вере» сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. 


Светский театр появляется на Московской Руси в царствование Алексея Михайловича, целью его было развлекать зрителя, «прохлаждать» и отчасти поучать его. Инициатива «учинить комедию» исходила от царя и его ближайшего окружения (боярин А.С. Матвеев). В 1672 г. во исполнение воли государя пастор и учитель И.-Г. Грегори создавал репертуар театра и осуществлял первые постановки пьес. 


Родом из Курска. С 24 лет он служил подьячим в Приказе тайных дел. С 1665 г. (по крайней мере, до 1668 г.), с сохранением чина, ученик Заиконоспасской школы Симеона Полоцкого, староста в ней. В 1668 г. с А. Ордын-Нащокиным ездил в Курляндию на переговоры со шведами. В 1672 г. удалился в путивльский Молченский монастырь, принял постриг. 


Юрий родился в г. Бихаче в обедневшей семье хорватских дворян, на территории Османской империи. Учился в Загребской семинарии, в венской коллегии для хорватов, в венгро-хорватской Колонии в Болонье, в римском коллегиуме Св. Афанасия, находившемся в ведении Конгрегации пропаганды веры и готовившем миссионеров — борцов за унию православия и католицизма.


Епифаний Славинецкий (ум. 1675) — монах, переводчик, духовный писатель, поэт. Родом белорус или украинец, окончил Киевскую братскую школу, учился за границей (возможно, в Краковской академии). Преподавал греческий язык в Киевской коллегии. По просьбе царя Алексея Михайловича (по другим сведениям, боярина Ф.М. Ртищева) прибыл в Москву и организовал школу «ради научения славянороссийского народа детей еллинскому наказанию». 


Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 — 1709) — церковный деятель, духовный писатель. Дмитрий Ростовский родился в семье реестрового казака, в 1662—1665 гг. учился в Киево-Могилянской академии. С ранних лет испытывал влечение к иноческой жизни: с 1668 года — монах в Кирилловом монастыре. В 1677—1679 гг.— в Литве, куда отправлялся на поклон к иконе и где пользовался покровительством архимандрита Феодосия Василевича, ярого противника Москвы.


Грегори Иоганн-Готфрид (1631 — 1675) — пастор, основатель и руководитель придворного театра Алексея Михайловича. Грегори родился в Мерзебурге в семье медика, после смерти отца служил в шведских и польских войсках. В 1658 г. впервые появился в Москве как учитель в школе при одной из лютеранских церквей.


В 17 веке начинается целенаправленное движение Руси к Европе. После того как Русская земля частично выдавила, а частично растворила в себе монгольское нашествие (это была победа более высокой культуры, сохранившей религию, язык, искусство, государственность), после того как пала Византийская империя