Меню сайта
Статьи » Литература 17 века » Общие статьи

Иван Хворостинин: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Хворостинин-Старков Иван Андреевич (ум. 1625) — государственный деятель, писатель, поэт. Происходил из ярославских князей, преуспевших во времена опричнины; родственник Л.М. Курбского и С.И. Шаховского. При Лжедмитрии I — фаворит (на свадьбе самозванца — кравчий); несмотря на юный возраст, пользовался большим влиянием. В 1606 г. за близость к Лжедмитрию и за «шатость в вере» сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. В 1610—1611 гг.—снова в Москве, где присутствовал при столкновениях патриарха Гермогена с боярским правительством; участвовал в освобождении Москвы (1612). Воевода в Мценске (1613), Новосили (1614), Переяславле-Рязанском (1618—1619) — здесь Иван Хворостинин особенно отличился в боевых действиях против королевича Владислава и был пожалован серебряной чашей и шубой. В 1619 г. числился стольником. В начале 1623 г. после двух предварительных обысков Иван Хворостинин снова сослан — в Кирилла-Белозерский монастырь: за презрительные высказывания о Москве и за еретические суждения и поступки — не соблюдал пост, запрещал своим людям ходить в церковь, — обличавшие в нем приверженца арианства. В конце 1623 г. опрошен о своих мнениях, раскаялся и был помилован. Перед смертью постригся в монахи под именем Иосифа, похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

Иван Хворостинин — автор Словес дней, и царей, и святителей московских. Центральная фигура этого произведения о Смуте — патриарх Гермоген, симпатия которого к самому Xворостинину постоянно акцентировалась. Повесть изобилует автобиографическими отступлениями (рассказ о смелом поведении в беседе с Лжедмитрием). Значительное место в его литературном творчестве занимала богословская полемика: компилятивный трактат о Ферраро-Флорентийском соборе; Изложение противу римской веры и о папе римском. Особенно любопытно «Изложение на еретики злохулники», пространное опровержение католических догматов и обрядов, которое написано стихом, близким к поэтическим опытам «Летописной книги», Авраамия Палицына, С. Шаховского.

Произведения Ивана Хворостинина популярностью на Руси не пользовались. Круг его сочинений очерчен неопределенно: ему приписывали «Летописную книгу», «На иконоборцы и на вся злыя еретики», которое С.Ф. Платонов атрибутировал И.М. Катыреву-Ростовскому.

Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2960