Меню сайта
Статьи » Литература 17 века » Общие статьи

Русский театр 17 века (светский): краткая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Светский театр появляется на Московской Руси в царствование Алексея Михайловича, целью его было развлекать зрителя, «прохлаждать» и отчасти поучать его. Инициатива «учинить комедию» исходила от царя и его ближайшего окружения (боярин А.С. Матвеев). В 1672 г. во исполнение воли государя пастор и учитель И.-Г. Грегори создавал репертуар театра и осуществлял первые постановки пьес. Они продолжали традиции «английской драмы»: их сюжеты заимствовались преимущественно из Библии («Артаксерксово действо», «Иудифь», «Товий», «Комедия об Иосифе», «Жалостливая комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе»), реже — из агиографии («О Егории Храбром») и из исторических повестей («Темир-Аксаково действо» Ю.М. Гивнера). Пьеса о Бахусе и Венусе, балет «Орфей» не сохранились. Несмотря на отвлеченную тематику, пьесы Грегори и его соратников не только «прохлаждали», но и откликались на злободневные события, исправно восхваляли власть государя. Если «Артаксерксово действо» было составлено по-немецки и лишь затем переведено, то последующие драмы писались сразу на русском языке.

При Алексее Михайловиче возникает школьный театр по подобию украинского. В 1656 и 1660 гг. Симеон Полоцкий славил царя в панегирических декламациях; ему же принадлежали «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Новуходоносоре», включенные в книгу «Рифмологион». Жанровую систему школьной драмы образовывали декламации, диалоги, действа, приуроченные к религиозным праздникам. Постановки духовных учебных заведений учитывали вкусы меценатов и покровителей, родителей учеников, демонстрировали не только набожность, но и знакомство со «свободными искусствами» и всегда близко примыкали к светскому театру.

Русский театр 17 века развивался в тесном взаимодействии с фольклорными представлениями, религиозными действами («хожение на осляти», «пещное действо»), придворным ритуалом (чином). Традиции придворного и школьного театра времен Алексея Михайловича получили дальнейшее продолжение при Петре I (постановки Славяно-греко-латинской академии, драматургия Димитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, придворная труппа царевны Натальи Алексеевны).

Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5815