Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 1031-1040
Страницы: « 1 2 ... 102 103 104 105 106 ... 286 287 »

Судьба многих героинь русской классической литературы — это, как правило, драма или трагедия. Катерина в «Грозе» А.Н. Островского, Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, Нина Заречная в «Чайке» А.П. Чехова... Выделяясь из своей среды духовностью и стремлением к свободе, они гибнут или оказываются сломленными в мире, где царит эгоизм. Несмотря на различия социального положения и характеров этих женщин, их судьбы удивительно похожи. Так, например, похожи судьбы Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» А.Н. Островского и Нины Заречной в чеховской «Чайке».


Термин «лишний человек» знаком, пожалуй, каждому. Но откуда появился он в русской литературе? И что стоит за этим определением, по какому признаку того или иного литературного героя можно отнести к разряду «лишних» людей?


«Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелести творения», — так или примерно так можно охарактеризовать мироощущение человека, познавшего «грусть великого вещества» жизни, испытавшего разочарование в общепринятых законах бытия. Это обычно и есть тот рубеж, с которого начинаются поиски правды, истины.


Герои рассказов Шукшина интересны тем, что они взяты практически из жизни, то есть их нельзя разделить на «положительных» и «отрицательных». Как и в реальности, они зачастую приходят к пониманию добра путём горького опыта. Таков, например, Егор Прокудин в «Калине красной». Освободившись из тюрьмы, он не хочет возвращаться к воровскому прошлому, душа его стремится к иной, чистой жизни: «Да что же я за урод такой! — невольно подумал он. — Что я жить-то не умею? К чертям собачьим! Надо жить. Хорошо же? Хорошо. Ну и радуйся».


В произведениях русских писателей второй половины XX века получили отражение не только новые процессы и явления, происходившие в то время в нашем Отечестве, но и проблемы, традиционные для русской литературы. Одной из «вечных» проблем предстаёт проблема противостояния добра и зла. С особым пафосом эта тема звучит в повести Валентина Распутина «Пожар».


Пожалуй, нет такого писателя, который бы в своём творчестве не затронул в той или иной степени тему природы. Здесь мы имеем множество разнообразных примеров — от простых пейзажных зарисовок до возведения Природы в ранг одного из персонажей. При этом устами героев каждый писатель выражает свой взгляд на отношения природы и человека.


Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.


Есть такой полунаучный термин — «белые пятна». Обычно им обозначают что-либо малоизученное, не до конца понятое. Мне кажется, что применительно к новой истории нашего государства (второй трети XX века) этот термин было бы логичнее заметить на «тёмные пятна»: иначе как чёрным это время не назовешь. С наступлением «эпохи гласности» многие из страниц нашей истории, хранившихся в лубянских папках с грифом «совершенно секретно», стали доступны широкой публике.


«Школа несчастья есть самая лучшая школа», — сказал Белинский. Верно ли это? Действительно ли несчастье способно научить человека чему-то? Как известно, знание есть великое благо и великое счастье, дающееся не каждому. Белинский же утверждал, что несчастье способно приблизить человека к тому, к чему он стремится всю свою жизнь — к истине, к глубокому пониманию бытия, к духовному общению.


Стихотворение Николая Рубцова «Далёкое» навеяно воспоминаниями о юности. Вначале перед нами предстаёт картина сурового края, среди просторов которого затерялся памятный для лирического героя дом его детства. В стихотворении ощутимо звучит мотив тревоги («полночный набег» вьюги, «стаи волков», «скрипел за окошком плетень»). Вьюга готова запорошить всё, но дом стоит крепко. Лирический герой смотрит из его окон. Открывающийся взгляду мир пугает, но вместе с тем он прекрасен.


1-10 11-20 ... 1011-1020 1021-1030 1031-1040 1041-1050 1051-1060 ... 2851-2860 2861-2863