Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 84
Показано материалов: 61-70
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 »

Особое место в процессе становления новых форм исторического повествования занимает памятник, называемый «Казанской историей», «Сказанием о Казанском царстве», "Казанским летописцем" и дошедший до нашего времени в количестве около 270 списков, относящихся к XVII—XIX вв. Списки чрезвычайно разнообразны по составу, поэтому вопрос об авторском тексте произведения остается не до конца решенным.


Произведением, которое представляет собой опыт нового типа монументального исторического повествования, стала "Степенная книга" ("Книга степенная царского родословия"), которая была создана между 1560 и 1563 гг. Автором ее был, по всей вероятности, духовник Ивана IV, протопоп Благовещенского собора Андрей, в 1564 г. поставленный русским митрополитом с именем Афанасий.


Уже с конца XV в. в летописях наметились изменения, вносившие стилевую неоднородность. Д.С. Лихачевым были отмечены два направления таких изменений. С одной стороны, "проникновение хронографических способов повествования в летопись", которые способствовали усилению сюжетности летописного повествования, появлению мотивировок событий и поступков героев, вымысла, усилению морально-учительного тона, использованию эмоционально-риторического стиля.


Особое место в системе образов занимает автор. Одновременно он оказывается свидетелем и непосредственным участником многих событий. В отличие от Пересветова, Андрей Курбский не стремится к тому, чтобы установить дистанцию между собой и героями. Напротив, итоговое произведение князя Андрея построено как развернутое высказывание субъективного повествователя. Автор предельно индивидуализирован, и его оценки оказываются в центре всех лирических отступлений и комментариев, которыми так богата «История о великом князе Московском».


"История о великом князе Московском" (Курбский) представляла собой две относительно самостоятельные, но связанные общим авторским замыслом части — "кроницу" и мартиролог. В «кронице» говорилось о происках сатаны, а в мартирологе прославлялись избранные. Система конфликтов "Истории" такова, что внешнее противоборство царя и разумных избранников Божиих имеет в своей основе внутреннее противостояние Бога и дьявола, Христа и Антихриста, идолослужителей и правоверных христиан, мучителей и святых мучеников.


Стилистика «Хождения за три моря» связана с традиционными основами, заложенными паломническими "хождениями". Основу ее составляет разговорный древнерусский язык эпохи, почти лишенный церковнославянских вкраплений, свойственных сочинениям паломников. В то же время значительно более ярко выраженная событийная основа произведения Афанасия Никитина привносит в текст произведения большое количество глаголов, придающих динамичность повествованию.


Сведения об авторе "Хождения за три моря", Афанасии Никитине, скудны. Книжник, внесший «Хождение...» в летопись, записал, что "Офонас Тверитин купец" "был в Ындее 4 года", «Смоленьска не дошед умер».


Главный герой повествования, цесарь Константин, в общем сходен с главными героями воинских повестей. Автор изображает его как патриота, твердо решившего исполнить свой долг воина-христианина — до последнего вздоха защищать родной город, несмотря на известное ему пророчество, и выполнившего свое решение.


К числу воинских повестей эпохи принадлежит произведение, рассказывающее об одном из трагических событий мировой истории — падении христианской Византийской империи в 1453 году под натиском турецких войск и превращении Константинополя, столицы православного мира, в мусульманский город. Повествование об этом событии принадлежит перу некоего русского человека по имени Нестор, по неизвестным причинам оказавшегося среди турок, принявшего мусульманство с именем Искандер и участвовавшего в описанных событиях.


Несколько особняком в цикле повестей о Куликовской битве стоит произведение, кратко называемое «Задонщиной», имеющее по спискам различные заглавия. Время создания текста остается спорным. Наиболее обоснована точка зрения, согласно которой "Задонщина" была написана в 80-е гг. XIV в., поскольку в 1392 г. два города, упомянутые в ней — Тырново и Орнач, — были захвачены и разорены: один — турками, другой — татарами.


1-10 11-20 ... 41-50 51-60 61-70 71-80 81-84