Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

"Повесть о разорении Рязани Батыем": герои, композиция, автор

  • Статья
  • Еще по теме

Среди ученых нет единогласия по вопросу о времени, когда была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем": диапазон датировок простирается от конца XIII — начала XIV вв. до XVI в. Наиболее традиционной и обоснованной остается гипотеза Д.С. Лихачева о том, что произведение в основном создавалось в конце XIII—XIV вв., но, поскольку оно сохранилось только в поздних списках, отдельные дополнения могли быть внесены позже (например, плач князя Ингваря Ингваревича, несущий на себе черты влияния плача Евдокии из «Слова о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского», мог быть включен в текст в середине XV в.).

Композиция

В том виде, в котором текст сохранился в списках XVI в., произведение состоит из 4-х частей. Первая из них представляет собой самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам Рязанского княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Федора Юрьевича. Завязка действия — требование дани татарами, кульминация — отказ Федора прислать по требованию хана свою жену Евпраксию, развязка — гибель послов, эпилог — смерть Евпраксии. Развязка служит в то же время завязкой второй части повести — рассказа об обороне Рязани, поскольку после убийства послов мирное решение конфликта с Батыем становится невозможным.

Вторая часть построена как воинская повесть событийного типа. Она содержит рассказ о сборе войска, битве на подступах к городу, осаде Рязани, ее разорении и гибели всех "удальцов и резвецов" рязанских, отличающийся напряженностью и трагизмом. Кульминацией является момент взятия Рязани, подготовленный детализированным и эмоциональным описанием битвы, основанным не на конкретных фактах, а на нанизывании ряда воинских формул. Эмоциональное напряжение поддерживается мотивом «единой чаши смертной», пронизывающим всю эту часть. Большое внимание уделено последствиям военных действий, разорению города, как это было в летописных повестях по Лаврентьевскому своду о нашествии Батыя.

В третьей части представлено эпическое сказание о Евпатии Коловрате, рязанском вельможе. Она присоединена к предыдущей по хронологическому принципу. По жанру она представляет собой воинскую повесть, поскольку объект и композиция соответствуют этому жанру. Завязка действия — приход Евпатия в разоренную Рязань, кульминацией является поединок с Хостоврулом, и, наконец, развязка — это гибель героя.

4-я часть повествует о приходе в Рязань Ингваря Ингваревича, брата погибшего князя. Она соединена с предыдущим сюжетом хронологией. В отличие от предшествующих частей, четвертая сюжетно не представляет единого целого. Она построена на сочетании сообщений о действиях Ингваря Ингваревича и двух лирических отрывков — плача Ингваря и похвалы роду рязанских князей. По сравнению с предыдущими частями, рассказывающими о трагических событиях, последняя носит оптимистический характер — князь, собрав оставшихся в живых рязанцев, начал строительство нового города.

Таким образом, по структуре повесть представляет собой цепь из четырех относительно самостоятельных фрагментов, различных по жанру и построению, первые два из которых связаны сюжетно, последующие — хронологически. Объединяется весь материал повести единой темой — историей разорения Рязанского княжества Батыем и его возрождения. Несмотря на большое разнообразие традиций, легших в основу повествования, произведение может рассматриваться как единое художественное целое. Первая часть представляет собой экспозицию и завязку основного действия, вторая — развитие действия, третья — кульминацию, четвертая — развязку и эпилог. В процессе создания повести произошло соединение сведений различного происхождения, связанных с одним центральным событием — разорением Рязани.

Герои повести

Каждая из частей "Повести о разорении Рязани Батыем" имеет своего главного героя. В первой это Федор Юрьевич, изображенный реально-историческим способом как человек мужественный, даже в стане врага отважно защищающий честь не только своей жены, но и всех рязанских женщин. В нем нет хитрости и дипломатичности, которые могли бы помочь ему довести до конца переговоры с Батыем, но автор не осуждает за это героя, считая справедливым его возмущение бесчестным предложением татарского хана.
Наиболее традиционно изображение героя второй части, князя Юрия Ингваревича, предстающего перед читателем в облике опытного правителя и полководца. Вскользь его мудрость упомянута еще в начале повести, когда автор сообщает о посольстве к владимирскому князю с просьбой о помощи. Хотя этот шаг не имел успеха и соседний князь не помог Юрию, автор рисует героя как сторонника совместных действий князей против внешних врагов. В описании осады Рязани роль Юрия особо не выделяется, он выступает как один из «удальцов и резвецов» рязанских и гибнет, испивая «единую чашу смертную» со всеми защитниками города.

Самым ярким персонажем повести, бесспорно, оказывается Евпатий Коловрат. Он показан как единственный герой третьей части, остальные его воины представлены как монолитная мощная сила, которую воины Батыя характеризуют метафорой: «Сии бо люди крылатыи и не имеющи смерти». Их предводитель «исполин силою», он так яростно сражается с врагами, что «и мечи притупишася», и убить его удается только тогда, когда «навадиша на него множество пороков». Двойное, практически тавтологическое указание на многочисленность стенобитных орудий, которые понадобились, чтобы победить героя, гиперболизироваино подчеркивает его силу. Как былинный богатырь выступает Евпатий и в поединке с Хостоврулом. Эта сцена напоминает собой былинные поединки богатырей и редкие сказания о единоборствах в "Повести временных лет". Таким образом, герой третьей части повести охарактеризован с помощью приема фольклорной гиперболизации, в рамках которого используются и гиперболические формулы воинского повествования.

Во всех трех частях главным героям противопоставлен образ врага — Батыя. Характеризуя его, автор использует отрицательно-оценочные эпитеты: «лстив и немилосерд», «лукав и немилостив», «окаяный», «нечестивый законопреступник». Но, хотя оценка этого персонажа однозначна, черты его образа неодноплановы. В первой части произведения он выступает как уверенный в себе завоеватель, считающий, что он имеет право требовать для себя всего, что пожелает, и жестоко расправляющийся с противниками. Во второй части подчеркивается безжалостность Батыя, убивающего не только воинов, защищавших Рязань, но даже и мирных жителей, укрывшихся в храме. Новые черты характера хана проявляются в третьей части. Здесь автор дважды упоминает о способности Батыя по достоинству оценить противника и даже выказать уважение к нему. Когда к нему приводят взятых в плен воинов Евпатия и те отвечают ему на вопрос, кто они такие, "царь же подивися ответу их мудрому". В тот момент, когда хан видит тело убитого воеводы и дивится его силе, он говорит о том, что если бы у него был такой воин, то "держал бых его против сердца своего". Более того, он отпускает оставшихся в живых русских воинов и отдает им тело Евпатия для погребения. Эти неожиданные черты характера в образе врага Руси связаны с фольклорной традицией и находят аналогии в былинах, строй которых отразился на этой части повествования.

В четвертой части один герой — Ингварь Ингваревич. Он не представлен в каких-либо значительных деяниях. На его долю досталась горькая участь оплакивать и хоронить убитых, собирать оставшихся в живых и с ними начинать восстановление княжества. Именно поэтому главное средство создания образа этого персонажа — изображение его чувств и мыслей через плач героя, наполненный лирическими восклицаниями, включающими метафорические образы. Эта характеристика дополняется авторскими репликами, также рисующими душевное состояние героя: когда Ингварь увидел разоренный город, «едва отдохну душа его в нем», «от великого кричания» лежал он на земле, как мертвый; плакал «плачем великим». Изображение Ингваря значительно отличается от обрисовки других персонажей прежде всего тем, что последние характеризуются, главным образом, через поступки, а князь — через раскрытие его душевного состояния. Такой прием изображения восходит не к летописной или фольклорной, а к агиографической традиции.

Итак, приемы и способы создания образов персонажей в повести, как и структура ее частей, восходят к различным традициям литературы и фольклора. Вместе с тем, в разнообразии персонажей проявляется большее, чем в традиции летописных воинских повестей, внимание к человеку и значительное мастерство в изображении людей.

Образ повествователя

Повествователь в произведении выражает отношение к героям с помощью оценочных эпитетов, как это было показано выше. Кроме того, он прямо высказывает оценку событий, пользуется эмоциональными восклицаниями, приводит ретроспективную историческую аналогию (об Олеге Ингоревиче). Таким образом, позиция повествователя характеризуется не только определенностью, но и эмоциональностью выражения.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

Понравился материал?
85
Рассказать друзьям:
Просмотров: 49394