Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 84
Показано материалов: 51-60
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 9 »

Среди ученых нет единогласия по вопросу о времени, когда была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем": диапазон датировок простирается от конца XIII — начала XIV вв. до XVI в. Наиболее традиционной и обоснованной остается гипотеза Д.С. Лихачева о том, что произведение в основном создавалось в конце XIII—XIV вв., но, поскольку оно сохранилось только в поздних списках, отдельные дополнения могли быть внесены позже.


События, связанные с началом татаро-монгольского нашествия на Русь, отразились во всех литературных жанрах. Целью авторов произведений было не только поведать о случившемся, но и оценить ход событий, найти причины, приведшие к трагическим для Руси последствиям. В соответствии с религиозными представлениями времени большинство произведений указывает на грехи русских людей как причину разорения русских княжеств.


Произведением, стоящим вне зародившихся в XII в. литератур феодальных княжеств, было "Слово о полку Игореве". Автора этого произведения считают выходцем из различных земель: от Киева (Б.А. Рыбаков) до отдаленного Псковского княжества (А.А. Гогешвили).


Кирилл, известный аскет-столпник и епископ города Турова, обращался к своей пастве с торжественными поучениями, посланиями и «словами» в 50— 80-ые гг. XII в. Он был современником автора «Слова о полку Игореве» и князя Андрея Боголюбского. Последнему, как полагают исследователи, адресованы некоторые сочинения Кирилла.


Так называемая Галицко-Волынская летопись вошла третьей составной частью в Ипатьевский свод и охватывает период с 1201 по 1292 гг., хотя события, о которых рассказано под первой датой, по другим источникам относятся к 1205 г., так что датировки должны быть сдвинуты. Хронологическая неточность возникла из-за того, что в протографе Ипатьевского списка, видимо, не было погодной сетки.


«Моление» Даниила Заточника по праву считается одним из самых оригинальных и загадочных памятников домонгольского периода. Может быть, впервые за всю историю древнерусской книжности XI—XIII вв. на страницах литературного произведения создавался образ частного человека, не ограничивавшего себя нормами средневекового этикета и непосредственно обращавшегося к сильным мира сего с мольбой о заступничестве и помощи.


Жанровый состав Лаврентьевской летописи напоминает состав «Повести временных лет», хотя большее место занимает воинское повествование, в первую очередь о междоусобных битвах русских князей, а затем и борьбе с половцами, северными народами и волжскими булгарами. В соответствии с этой тематикой окончательное жанровое оформление в летописи получает воинская повесть.


Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными.


Развитие агиографического жанра приводит в 40-е гг. XVI в. к созданию оригинального памятника, воспринявшего как особенности житийного жанра, так и фольклорные элементы. Речь идет о произведении, которое, бесспорно, относится к числу шедевров древнерусской словесности.


Способы и приемы создания образов персонажей в произведении говорят об использовании традиций различных жанров. Центральный герой "Казанской истории", Иван IV, нарисован способом идеализации. Отчасти этот образ напоминает героев внелетописных воинских повестей, поскольку соединяет в себе черты воина и полководца с христианскими добродетелями: он милосерден к осажденным, послушен своему духовному наставнику митрополиту, нищелюбив, заботится об интересах церкви.


1-10 11-20 ... 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-84